Безнравственность молодежи. Проблемы современной молодежи

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно)

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов)

Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ѕ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)

Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей.

На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни.

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям.

Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ѕ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий.

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно) (см. рис. 7.1).

Рисунок 7.1

Отношение молодежи к идеалам,%

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов) (см. рис. 7.2).

Рисунок 7.2

Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах), %


Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ¾ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)
(см. рис. 7.3).

Рисунок 7.3

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %


Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей (см. рис. 7.4).

Рисунок 7.4

Ориентация молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства, %


На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни (см. рис. 7.5).

Рисунок 7.5

Суждения молодежи и представителей старшего поколения об актуальности моральных норм, %


Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям (см. рис. 7.6).

Рисунок 7.6

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о возможности/невозможности переступить через моральные принципы, %


Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ¾ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий (см. рис. 7.7).

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Рисунок 7.7

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам* молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по ответам молодежи) , %


* На вопрос, «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?» можно было дать один из следующих ответов: «никогда не может быть оправдано», «иногда это допустимо», «к этому следует относиться снисходительно», «затрудняюсь ответить».

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов (см. табл. 7.1).

Таблица 7.1

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам молодежи и представителей старшего поколения (расширенный список, доля ответов «никогда не может быть допустимо»,упорядочено по величине отклонений) , %

Старшее поколение

Молодежь

Отклонение
(% по старшему поколению минус % по молодежи)

Обогащение за счет других

Хамство, грубость, нецензурная брань

Деловая необязательность

Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей

Присвоение найденных денег, вещей

Проституция

Гомосексуализм

Употребление наркотиков

Дача/получение взятки

Уклонение от уплаты налогов

Пьянство, алкоголизм

Безбилетный проезд в общественном транспорте

Уклонение от службы в армии

Жестокое обращение с животными

Измена Родине

Плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность

Сопротивление милиции

Супружеская измена

Аборт

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

<< назад

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБ ПОУ «Солнечный промышленный техникум»

Тема: «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?»

Разработала: преподаватель первой

квалификационной категории,

Ткач Екатерина Александровна

п. Солнечный

2017 год

Аннотация

Методическая разработка мероприятия на тему «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?» может быть использована в группах с 1 по 4 курс, без учета профессиональной направленности. Формат данного мероприятия – защита проектов. Время проведения – 1 час. Тематику студенты выбирают самостоятельно, обсуждая ее с преподавателем.

Введение

Выбранная тема мероприятия является очень злободневной. Упадок нравственного состояния российского общества отражается в результатах социологических исследований, проводимыми РАН. Данное мероприятие направлено на обсуждение нравственности молодежи с представителями данной возрастной группы с целью обозначения проблемы и принятия предложений по их решению.

В рамках мероприятия были затронуты следующие проблемы: «Соблюдение этических норм в общении», «Инфантилизм и эгоцентризм молодежи», «Патриотическое воспитание современной молодежи», «Алкоголизм и пьянство». Так же с целью определения основных нравственных проблем студентов техникума предусматривается проведение социологического опроса, который так же проводится обучающимися под руководством преподавателя. Особенностью данной защиты является продолжение работы над проектами и возможность создания социального проекта, направленного на преодоление нравственных проблем в рамках учебного заведения.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

1) введения, в котором раскрывается актуальность данной методической разработки и ее место в содержании образования;

2) основной части, содержащей конспект учебного занятия и приложения к нему;

3) заключения, в котором подводятся итоги работы и формулируются выводы.

В разработке имеется аннотация, список используемых при составлении разработки источников, ссылки на Интернет-ресурсы, слайдовая презентация для проведения данного мероприятия.

Методическая разработка мероприятия

Группы: ИС-1 – специальность «Информационные системы», 1 курс и ТЭП-1- специальность « Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 1 курс.

Метод: защита проектов.

Цель мероприятия: определить нравственные проблемы современной молодёжи и предложить пути их решения.

Задачи урока :

Обучающие:

    Сформулировать определение понятия нравственность.

    Определить основные нравственные проблемы современной молодежи.

Предложить пути решения нравственных проблем

Развивающие:

    Способствовать формированию умений создавать и оформлять учебный проект.

    Развивать навыки создания презентации в программе Power point .

    Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии в ходе защиты проекта.

Воспитательная:

    Воспитание нравственности, а так же негативного отношения к аморальным поступкам.

Оснащение урока:

    компьютер;

    мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация;

    таблицы для оценки выступлений.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Приветственное слово, объявление темы мероприятия, формы его проведения и регламента: «Добрый день, уважаемые студенты! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одной из наиболее актуальной для общества теме на сегодняшний день, проблеме нравственности современной молодежи. Звучит она следующим образом «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?». Наше мероприятие пройдет в форме защиты проектов, которые подготовили ваши коллеги. Перед вами со своими работами выступят 5 человек. Каждое выступление будет длится 5-7 минут, после чего у вас будет возможность задать свои вопросы. Так же на столах у вас есть листы оценки выступлений, которые вам нужно заполнить. В конце я дам вам слова, чтобы вы смогли высказать своё мнение».

    Актуализация

На экране показан слайд, с результатами социологического опроса, проведенного в техникуме.

«В результате проведенного исследования мы выявили, что 45% студентов не знают что такое нравственность. Это достаточно большое количество. Так же большое число опрошенных считает, что нравственность это правило поведения. Остальные результаты вы можете видеть на слайде. Итак, как вы считаете какова цель нашего мероприятия?»

Студенты высказывают свои предположения, после чего преподаватель показывает слайд.

«Начнем с того, что дадим научное определение понятию нравственность. Нравственность - внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила».

«Для того, чтобы перейти к выступлениям, я приведу вам некоторую информацию, которая отражает ту реальную ситуацию состояния нравственности в России на сегодняшний день.»

Текст доклада преподавателя

Несмотря на экономические успехи (докризисные), внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции, общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным.

Источники:

Количественные данные могут быть дополнены и бытовыми иллюстрациями из жизни общества: по-прежнему широко распространена практика рейдерства, «чёрного риелторства», финансовых «пирамид», различных видов мошенничества и т.п. По данным опроса Общественной палаты, более половины наших сограждан не чувствуют себя сколь-либо защищенными от криминала), коррупция воистину тотальна; в школах можно купить наркотики; публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует ненормативной лексикой и блатным жаргоном, и т.п. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами; пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев; молодые люди демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание; широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал... хохот. Все это - не сцены из «фильмов ужасов», а наша жизнь. Поражают не только сами подобные явления, но и толерантность к ним, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни.

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которому название « моральная деградация » современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, « испарение морали ». Отмечается, что «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу». И закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, « порча нравов» расценивается ими в качестве одного из худших результатов наших реформ.

Разумеется, попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было бы абсурдно. Очевидно и то, что декларативные призывы к возрождению морали и нравственности звучат как глас вопиющего в пустыне, а с учетом нигилизма значительной части нашей молодежи, приученной «делать все наоборот» в отношении призывов старшего поколения, могут дать и прямо противоположный эффект.

«Сегодня мы попытаемся вместе определить причины происходящих безнравственных явлений в обществе и предложить пути их преодоления».

    Выступления студентов

Преподаватель объявляет тему первого проекта: «Первый проект, который будет представлен вам « Нравственность современной молодежи (на основе социологического опроса студентов Солнечного промышленного техникума)».

Выступление студента (Приложение1).

После выступления слушатели задают вопросы.

«Со второй темой «Этические проблемы общения» выступит студент группы ТЭП-1Владимир Масников»

Выступление студента (Приложение 2).

Слушатели задают вопросы.

«Следующая тема «Инфантилизм и эгоцентризм современной молодежи»»

Выступление студентов (Приложение 3).

Слушатели задают вопросы.

«Свой проект «Проблемы формирования патриотизма современной молодежи» представит студентка группы ИС-1 Федорив Светлана».

Выступление студента (Приложение 4).

Слушатели задают вопросы.

«Последний проект, который мы сегодня заслушаем «Алкоголизм и пьянство в России».

Выступление студента (Приложение 5).

Слушатели задают вопросы.

    Подведение итогов

«Итак, мы с вами сегодня рассмотрели три проекта, которые затронули лишь некоторые проблемы нравственности современной молодежи. А теперь, хотелось бы, чтобы вы оценили выступления ваших коллег и сказали несколько слов о данном мероприятии».

Преподаватель дает слово нескольким слушателям. Спрашивает, чье выступление показалось им наиболее интересным. Обращает внимания на критерии, по которым оценивались выступления.

Преподаватель подводит итог: «Я выражаю свою благодарность всем студентам, которые подготовили сегодня проекты. Надеюсь, что мы вместе сможем в дальнейшем привести некоторые из них в исполнение. Предлагаю остальным студентам активнее участвовать в подобных работах, так как проектная деятельность на формирование основных образовательных компетенций. Мне хотелось бы вернуться к самому первому слайду и обратить ваше внимание на высказывание немецкого поэта Христиана Гейне «Нравственность это разум сердца». Я надеюсь, что сегодня, затронув такую важную проблему нашей молодежи, вы как ее активные представители тоже задумаетесь над этим и начнете работу со своего сердца!»

Заключение

Целью составления данной методической разработки была подготовка мероприятия, которое должно привлечь внимание студентов к проблемам их нравственности, обратить внимание на то, что происходит в современной России и мире, как упадок нравственности влияет на развитие общества. Так же мероприятие направлено на формирование у студентов следующих общих компетенций:

1)работа в команде;

2) осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач,

3) умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

4) организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

Выбор метода проектов позволил добиться основной цели, которая была поставлена. Полученные проекты будут в дальнейшем дорабатываться с целью создания социального проекта, который можно осуществить в техникуме. Так же проведенное занятие выявило некоторые проблемы. Слушателям сложно было формулировать вопросы самостоятельно, так же не все смогли прокомментировать выставленные оценки. Тем не менее, большой резонанс вызвали темы: "Инфантилизм и эгоцентризм молодежи" и "Алкоголизм и пьянство в современной России".

Обсуждение итогов учебного занятия показало, что студентам было интересно на мероприятии, данная тема является для них важной и значимой. Работа над проектами студентам показалась интересной, они высказали желание чаще проводить такие мероприятия.Все это показывает, что цели, поставленные на учебном занятии (в данной методической разработке) выполнены.

Список литературы:

  1. Сборник "Психологические исследования духовно-нравственных проблем" отв. ред. А.Л. Журавлев и А.В. Юревич. ISBN: 978-5-9270-0276-4416 стр., 60х90/16|пер Серия: | Психология социальных явлений

  2. Молодежь новой России: ценностные приоритеты http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_1_2.html

  3. Доклад о развитии человека 2007/2008. Опубликовано для Программы развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007; Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007; Transparency

Приложение 1

Нравственность современной молодежи

(на основе социологического опроса студентов Солнечного промышленного техникума)

Ковешников Алексей студент группы ТЭП-1,

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России.

С целью определить состояние нравственности современной молодежи и выявить основные проблемы мы провели социологический опрос студентов 1-4 курса Солнечного промышленного техникума. В исследовании приняло участие 60 человек из них 40 мужского пола и 20 женского пола. Данные проведенного опроса представлены ниже.

Первый вопрос нашей анкеты был задан с целью узнать, есть ли у студентов понимание о том, что включает в себя нравственность. Результаты показали, что 45% респондентов не знают, что такое нравственность, что лишний раз приводит нас к выводу о том, что среди современной молодежи данное слово является не модным, собственно, как и размышления о ней. 25% предположили, что нравственность – это правило поведения. Остальные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

«Что такое нравственность в вашем понимании», %

По мнению опрошенных студентов, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким-либо идеалам. Эту точку зрения разделяют 58% респондентов, это составляет 35 человек. И только 27% человек, то есть всего 16 наших студентов полагают, что молодежь тянется к высоким идеалам (см. рис.2).

Рисунок 2

Отношение молодежи к идеалам, %

Рисунок 3

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» – телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяет почти половина наших опрошенных. 49% считают, что для молодежи не свойственна любовь к русской истории и культуре нашего государства, полагая, что она ориентирована преимущественно на западные ценности. В абсолютном меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи, что составляет всего 6 % опрошенных (см. рис. 3).

Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 40% опрошенных студентов заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей (см. рис. 4).

Рисунок 4

Ориентация молодежи на Россию или

зарубежную страну как место постоянного жительства, %

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших опрошенных потеряли свое значимость пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех. Так, половина опрошенных (50%) согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. (см. рис. 5).

Рисунок 5

Суждения молодежи и представителей старшего поколения об актуальности моральных норм, %

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность наших детей серьезным испытаниям на прочность. В ходе опроса многие студенты признали, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к пренебрежению моральными принципами. В результате большинство опрошенных (61%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 28% наших студентов. (см. рис. 6).

Рисунок 6

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о возможности/невозможности переступить через моральные принципы, %

Чем наша молодежь может пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Результаты опроса демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются негативно. В числе безусловных табу – заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. В число табуированных действий входят также публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, аборт, и супружеская измена. Кроме того, более половины наших опрошенных считают недопустимыми пьянство и алкоголизм, проституцию, уклонение от службы в армии и уклонение от уплаты налогов.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, нейтрально респонденты относятся к таким поступкам как деловая необязательность, присвоение найденных денег или вещей, безбилетный проезд в общественном транспорте, развод. Это говорит о том, что данные действия студенты не осуждают и считают вполне приемлемыми. Наибольшую лояльность студенты проявили к гражданскому браку. (см. рис. 7).

Рисунок 7

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам, %

Ответственность за нравственное состояние общества студенты возлагают в первую очередь на образовательные учреждения (34%) и на институт семьи (31%). Менее всего на религиозные организации. Средства массовой информации и государственную власть занимают среднюю позицию по мнению опрошенных. (см рис. 8)

Рисунок 8

Ответственность за нравственное состояние общества, %

Полученные нами результаты исследования говорят о том, что в России не уделяется должного внимания развитию нравственности молодежи, не смотря на множество программ, направленных на решение данной проблемы. Мы пришли к выводу, о том, что необходимо привлечение внимания общественности и социальных институтов, в частности образовательных учреждений к созданию и реализации социальных проектов, направленных на формирование у молодёжи таких общественно значимых качеств, как патриотизм, ответственность, этикет, верность, честность, толерантность.

Приложение 2

Этические проблемы общения

Масников Владимир студент группы ТЭП-1

Солнечный промышленный техникум

Действия людей в обществе должны быть согласованы и, при всем своём разнообразии, должны подчиняться определенным социальным нормам. Функцию такого согласования выполняет мораль совместно с другими формами общественной дисциплины. Любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день – это является острой проблемой.

Нравственная регуляция поведения индивида представляет собой саморегуляцию, детерминированную способностью личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом, направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать своё поведение. Обобщённое выражение этой способности представлено в понятии «совесть». Мораль осознается и осваивается через традиционные нравственные ценности: доброжелательность, справедливость, честность, верность, трудолюбие, патриотизм.

Первой проблемой этики общения, которую мы рассмотрели является уровень культуры речи современной молодежи. В 2013 г. В.В. Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна - некогда самая читающая в мире - уже не может претендовать на это почетное звание, - признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки».
По словам президента, в результате этого «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением». «А пренебрежение правилами родного языка - становится нормой. В том числе и в СМИ, и в киноиндустрии". На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные слова и выражения и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, лимон, зеленые, баксы, пришить, бухать, мочить, кайф, балдеж, отмывать, отстегивать, прокрутить, раскручивать, кинуть, кидала и др.
Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова откаты, наезд, крышевание, тусовка, тусоваться, разборка, оттянуться, беспредел и др. Последнее слово в значении «не имеющее пределов беззаконие» приобрело особую популярность (в какой-то степени «беспредел» творится не только в языке, но и в обществе).

Второй проблемой являются манеры современной молодежи. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Молодые люди знают эти элементарные правила хорошего тона с детства, но часто ими пренебрегают. Надо отметить, что отношения «молодежь-старики» стали в последнее время стали более свободными, даже раскованными, однако порой эта раскованность граничит с хамством и неприличием.

Нельзя сказать, что есть люди, которые «терпеть не могут стариков». Есть те, кто просто не знает, не понимает, что нужно уважать, быть терпимым к другим людям вообще.

Третья проблема, которую мы выделили в рамках данной темы это
значительное снижение общего уровня культуры речи молодежи: невысокий уровень развития научной коммуникации, ограниченный словарный запас, частое обращение к нецензурным выражениям и пр.
Ненормативная лексика прочно вошла в нашу речь: даже среди людей образованных широко распространено убеждение, что ругань естественна для человека, так как служит своеобразным громоотводом и выполняет положительную регулятивную роль. В обществе появляется такой феномен как «словарь русского мата»: «Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов

Употребление сниженной, вульгарной, жаргонной лексики в официальном общении, безусловно, недопустимо. Слова и выражения, которыми мы пользуемся, подчеркивают социальные психологи, определяют и создают наш социальный мир, формируют установки, направляют мысли, чувства, воображение и поступки.

Я считаю, что устранить проблему незнания примитивных правил этикета в общении можно. Для этого необходимо ввести в школьную программу, такой предмет как этика.

необходимо возродить ранее созданное в 1811году Общество русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;
ввести в школах и ВУЗах предмет по этимологии обязательным предметом, точно так же как историю России;

2-3 раза в неделю в учебных заведениях организовывать конференции, дебаты, различные встречи с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

выделить на телевидении канал или создать передачу на популярном канале, которая бы занималась вопросами воспитания и разбирала жизненные ситуации, показывая примеры гуманного, доброго, человеческого отношениям, вместо сериалов: «Универ», «Даешь, молодежь», «Счастливы вместе» и т.д., которые разлагают молодежь.

Приложение 3

Инфантилизм и эгоцентризм современной молодежи

Попов Никита и Дмитриев Максим студенты группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Впервые термин «инфантильность» ввел французский ученый Эрнест Ласег в 1864 году. А несколько лет спустя ученые ввели более распространенное понятие «психический инфантилизм». Например, вот как определяют это явление в психологии эксперты Научного центра психического здоровья РАМН: «незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности».

В России об инфантилизме заговорили в конце 80-ых годов прошлого века. Тему «инфантильности» поднял социолог Евгений Слуцкий, говоря о состоянии молодежи того периода. По мнению ученого, поведение юношей и девушек тогда сильно изменилось. Отмечали, что они стали безответственней и равнодушней к жизни, чем предыдущее поколение. Такую тенденцию связывали с историческими предпосылками: трудные времена прошли, и «биться» за выживание во время «оттепели» уже необходимости не было.

Сегодня социологи применяют термин «инфантильный человек» не только к молодым людям, но и ко взрослым мужчинам, которым уже далеко «за». Инфантилизм в их поведении выражается следующим образом: такие люди безответственно относятся к свои близким, ленятся выполнять обязанности в семье, не могут и не хотят самостоятельно принимать решения и предпочитают во всех отношениях зависеть от родителей.

Если сравнить современную молодёжь с дедами, то будет выявлена ярко выраженная разница. К примеру мой дед уже в 12 лет работал, а его брат в 14 уже управлял трактором в поле. Они считались уже взрослыми. Ну, а взять к примеру современного подростка 12-14 лет, то вряд ли можно назвать его взрослым.

На это влияют многие причины, к примеру там времена были другие. Дети просто были вынуждены рано становится взрослыми и более того - они этого хотели. В советские времена у людей был так называемый "образ взрослого", т.е. взросление, старость считались целью человека, как личности.

Человек готовился к старости и принимал её не то, чтобы как должное - он принимал её как необходимость. Старость считалось вполне нормальным явлением, по сравнение с нынешним временем. Сейчас старость - это в лучшем случае не модно. Мало кто из современных молодых людей задумывается о старости - живут сегодняшнем днём, а старость воспринимают как нечто плохое. Но во все времена, у всех народов, к старости был другой подход. Во всех обществах, где почитали традиции своего народа и своих предков - старец считался образцом для подражания, авторитетом. Возглавлять племя общество мог только пожилой человек.

Молодые люди подражали ему, чему то учились, прислушивались, стремились к приобретению таких же знаний и умений. Но в современном обществе, под влиянием западной либерализации - культ старости отодвинулся на второй план. У людей нет стремления к приобретению мудрости и знаний, приобретаемых со временем - людей интересуют другие вещи. Они не хотят взрослеть, а хотят как можно больше оставаться детьми, находясь в своей инфантильной, ювенальной ипостаси. Тело безусловно стареет и претерпевает естественные признаки старения, но разум не прогрессирует, топчась на одном месте. Если раньше образцом считался пожилой человек, то сейчас образцом считается молодой.

Не прекращаемая молодость стала нормой общества, как и Российского, так и европейского в целом. Как заметил Александр Дугин - у людей изменилась цель: главное сейчас не как можно быстрее по взрослеть, а наоборот - не взрослеть как можно дольше. Молодость становится модной, а старость изгоняется из него. Люди боятся становиться взрослыми, боятся старость, потому что общество не принимает её, в обществе для таких людей нету места. Как только человек по старел - он становится не нужным обществу, его труды, накопленная мудрость становятся всё менее и менее востребованы.

По мнению большинства молодые люди и девушки стараются отложить время взросления: не обходятся без помощи родителей, живут на их деньги, не работают… Демографы уверяют, что такое решение свидетельствует о незрелости современного поколения, инфантильности тех, кто давно должен был повзрослеть.

Нежелание взрослеть, брать на себя серьезные обязанности и принимать решения проявляются у тех, кто жил или до сих пор живет на родительской шее. Об этом говорят цифры Фонда «Общественное мнение». Большинство 16 – 17-летних молодых людей проживают с родителями. Около 80% детей в возрасте 18-22 лет все еще не решаются жить самостоятельно. Родительский дом в возрасте 22-25 не покидают 62% юношей и девушек.

Кого сейчас мы считаем взрослым человеком? Например, в педагогике есть теория созревания Аристотеля, в которой утверждается, что человек достигает зрелости в 21 год. Эту теорию не опровергает кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ Василий Находкин. «Действительно, по всем биологическим, психологическим и социальным критериям человек взрослеет именно к этому возрасту. Нельзя считать взрослым 14-летнего подростка, даже если он получил паспорт и 18-летнего

Вероятно, первое поколение инфантильной молодости появилось в 90-х, когда вдруг были разрушены традиционные представления о взрослой жизни: появилось платное высшее образование, возможность учиться дольше положенного, выстраивать карьеру, отложив семейные заботы на потом, и просто «жить для себя».

Расслабляя свое тело, молодые люди изнеживают свой дух, не могут выдерживать даже небольшие физические нагрузки, становятся ленивыми и тучными. Для них вымыть пол или посуду – это тяжелый физический труд. В сельских районах дети, конечно, более приспособлены к жизни, самостоятельны.

Есть много причин тому, что ребенок садится на шею родителям. Институт социологии РАН в конце прошлого года опубликовал исследование «Солидарность между поколениями». Выяснилось, что две трети российских родителей готовы материально помогать своим детям «до тех пор, пока те не встанут на ноги» – что в нынешних условиях нередко означает и 25, и 30 лет, а порой даже более зрелый возраст. Свыше 60% опрошенных выразили готовность помогать взрослым детям до тех пор, пока те не окончат учебное заведение и начнут зарабатывать сами, еще 3% – до тех пор, пока потомки не обзаведутся собственной семьей. Треть родителей заявила, что будет помогать детям, «пока сможет». А вот если говорить о солидарности в обратном направлении – от детей к родителям, – то 71% дочерей и 63% сыновей сообщили, что никогда не помогали деньгами своим отцу или матери.

Развал Советского Союза и начало нового времени также дали свои плоды в потребительском поведении поколения, которым сейчас по возрасту пора работать и жить на свои же деньги.

То, что ребенок становится «вечным ребенком» и не хочет взрослеть, может провоцировать чрезмерная женская забота. В современном обществе распространены в основном три типа семьи: традиционная, где главой семьи является мужчина; эгалитарная, в которой все важные решения принимаются сообща; и семья, где главой является тот супруг, который более успешно функционирует в обществе и зачастую имеет более высокий доход.

Мы предлагаем следующие варианты решения проблемы инфантилизма и эгоцентризма современной молодежи:

    Создание системы распределения выпускников по окончании профессиональных учебных заведений

    Либералистический стиль воспитания

    Пропаганда уважения к старости

Приложение 4

Проблема формирования патриотизма современной молодежи

Федорив Светлана студентка группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Из духовной Россия превращается в потребительскую страну с соответствующей ментальностью и ценностями, что следует рассматривать не иначе как всеобщий духовный кризис. В данных условиях актуализируется проблема формирования патриотических ценностей молодежи.

Актуальность проблемы патриотического воспитания современной молодежи определяется во многом и тем, что, на сегодняшний день значительно ослабло воспитательное воздействие социальных институтов российской культуры, искусства и образования на формирование патриотических идей и взглядов. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающего поколения. Ярким подтверждением этому является тот факт, что в учебных заведениях страны сохраняется устойчивая тенденция к снижению ценности военной службы у юношей, отмечается деградация традиционного для российского менталитета патриотического сознания у значительного числа представителей учащейся молодежи .

Молодежь, которая в сети Интернет проводит значительную часть своего времени, не имея в качестве надежного фундамента системы ценностных координат, соответствующих не только базовым ценностям российского общества, но и принципам его организации и функционирования в нем социальных отношений, легко поддается воздействию СМИ, не всегда благоприятно влияющих на поведение и ценностный мир молодежи.

Теперь необходимо обратиться к социализационному потенциалу института семьи, в котором ребенок впервые получает информацию о мире, окружающем его, о тех или иных явлениях, отношениях и нормах. Да, со временем, под воздействием других агентов социализации и прежде всего СМИ, Интернета, заложенные в ходе семейной социализации ценности и установки могут трансформироваться, но тот факт, что семья, как правило, остается на всю жизнь с человеком и оказывает на него влияние в различной степени, позволяет говорить о том, что институт семьи даже в условиях информационной революции и тотального влияния СМИ на сознание молодежи продолжает оставаться базовым институтом социализации Институт семьи в России.

Очевидно, что формирование гражданина и патриота применительно к молодежи должно складываться из двух составляющих. Во-первых, изменения отношения государства к молодым людям, выражающееся в создании условий для самореализации и защиты прав молодежи. Только в этом общество получит от молодых людей адекватный гражданско-патриотический отклик. При сохранении сложившегося к настоящему времени отношения любые фразы о гражданственности и патриотизме не будут восприниматься молодежной средой.

В современных условиях необходим максимально технологический (социально-технологический) подход к формированию гражданина патриота со стороны субъектов управления, прежде всего, органов по молодежной политике.

Конечно же, для этого в обществе, прежде всего, должны быть созданы условия, которые позволят молодежи самореализоваться в пространстве своей Родины, на благо которой, мы убеждены, готова работать большая часть российской молодежи.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:

    осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

    наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

    включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

    коррекция патриотических потребностей и их возвышение.

Приложение 5

Алкоголизм и пьянство в современной России

Дорош Надежда студентка группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Будучи для России и в прежние времена исключительно злободневной, проблема пьянства в начале XXI в. приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации общества не идут ни в какое сравнение с их историческими размерами. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности населения, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, подверженности алкоголю подростков и женщин - острота проблемы пьянства приобрела характер, серьёзно подрывающий социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности.

По данным социологических исследований последних лет, около 72% подростков каждый день употребляют спиртное. А ведь безвредного употребления алкоголя для этой возрастной категории просто не существует!

Алкоголь на сегодняшний день едва ли не самый доступный наркотик. Устойчивость к алкоголю у подростков, впервые попробовавших пиво или водку, очень низкая. Уже при употреблении 50-100 миллилитров водки наступает опьянение. Если распитие алкогольных напитков носит регулярных характер (хватает 3-х раз в месяц), то устойчивость к спиртному растет. А главное, возникает психологическая привязанность, что и приводит к подростковому алкоголизму.

Причины подросткового алкоголизма очень разнообразны. Условно их можно разбить на два источника – семья и общество.

    Традиции в семье

    Отсутствие должного контроля со стороны родителей.

    Родители употребляют спиртное.

    Скрытая пропаганда алкоголя

    Доступность.

Данные статистики алкоголизма в России 2014 года предоставляют следующие показатели:

    согласно утверждениям наркологов, более 3 миллионов населения России страдают от алкогольной зависимости;

    на 2,5 миллиона российских граждан приходится 100 000 алкоголиков;

    на каждую 1000 подростков приходится более 25 детей, страдающих от алкоголизма;

    76% населения России употребляет спиртные напитки каждый день;

    20% девушек и 30% парней не отказываются от алкоголя во время праздников или других мероприятий;

    коэффициент смертности после отравления алкогольными напитками равен количеству смертей, произошедших в дорожно-транспортных авариях;

    потребление спиртных напитков составляет в среднем 10 литров в год на душу населения, при том, что опасная доза алкоголя составляет 8 литров в год;

    алкоголики часто умирают от травм, полученных в состоянии сильного алкогольного опьянения;

    более половины миллиона россиян умирает от отравления спиртными напитками каждый год.

Это только официальные данные, в действительности же картина более мрачная.

Сегодня в России очень острой является проблема алкоголизма среди молодёжи и пути её решения, по сути, лежат на поверхности, необходимо только чётко их сформировать и начать действовать. Чтобы кардинально поменять сложившуюся в стране ситуацию, общественность должна осознать, что алкоголизм как социальная проблема должна устраняться на уровне государства. Сегодня во всём мире имеется достаточно большой опыт ведения антиалкогольной политики, применить который можно и в России. Основу решения этой проблемы составляют 4 направления деятельности:

    Активная пропаганда здорового образа жизни.

    Контроль и пресечение доступности алкогольных напитков.

    Современные методы лечения алкоголизма.

    Социальная реабилитация бывших алкоголиков

Приложение 6

Листы для оценки выступления

Главные актуальные молодежи кроются в нравственном воспитании, а точнее, в его отсутствии. Именно из-за этого проблемы в жизни человека начинают расти как снежный ком. Когда молодым людям не дают достаточно знаний из области нравственного и психологического образования, то у людей нет и ориентиров того, как правильно жить, того, к чему стремиться и главное — как достигать поставленных целей. К сожалению, как живет большая часть современной молодежи, так не стоит жить. Молодежь часто не осознает свои глубинные потребности, вследствие чего истинные желания подменяются искусственными и навеянными современным миром и окружающими людьми. Что рождает следующие актуальные проблемы молодежи: просиживание целыми днями за компьютером, стремление пить и курить, а порой и того хуже — употребление наркотиков, пытаясь найти на самом деле хоть какую-то отдушину, которая бы служила источником счастья.

Хотелось бы рассмотреть два наиболее серьезных ошибочных взгляда на жизнь, которых придерживаются многие молодые люди, на что родители, к сожалению, реагируют достаточно спокойно. Первое — это считать, что пока молодой, можно и погулять, а потом уж и серьезные отношения строить, как говорят порой – не нагулялся еще. И второй — это узость взглядов на жизнь вследствие субъективного опыта.

Одним из путей решения проблемы молодежи — это если человека сразу настраивать на правильные жизненные ценности, а не на гулянья по кафе, барам, ресторанам, дискотекам и шумным компаниям, где народ склонен пить и курить, то тогда не придется никого перенастраивать на другой лад жизни. Человек своими поступками и желаниями формирует у себя определенные склонности, привычки, он привыкает испытывать счастье именно от такой жизни. Жизненные ценности молодежи формируются именно в этот период, и затем человека уже будет практически не изменить. И даже если он задумается, что так не стоит жить, что нужно начинать думать о семье, одного желания будет недостаточно, так как чувства привязаны к другим вещам.

Я говорю о большинстве, не стоит причислять себя к тем единицам, которые способны кардинально , осознав как не стоит жизнь и встать на правильный путь. Оглянитесь по сторонам, вспомните ваших друзей молодости или просто знакомых, которые начали вести разгульную жизнь, задумайтесь, насколько поменялся их характер, что они приобрели и что потеряли, с какими проблемами им пришлось столкнуться, к чему их приведет такая жизнь, стоит ли так жить, способны ли они начать жить в правильном русле, отказавшись от старых привычек.

Также у людей есть большая склонность оправдывать свои поступки, в основном говоря, что все так живут, или просто начинают сравнивать себя с другими, указывая на чужие недостатки, тем самым показывая, что ни такой я и плохой. Как ни крути — это все оправдывание, которое не способствует развитию личности. Необходимо бороться с этим и находить силы честно себе признаваться в своих недостатках и вытекающем неправильном поведении — развитие подобных качеств очень важно для молодого человека.

«Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей» Лев Толстой

Те молодые люди, которые говорят, что в этой жизни надо все попробовать, и что мы свободные люди, что хотим то и делаем, эти строки посвящаются вам. Давайте вместе повспоминаем все то желаемое попробовать — всевозможные алкогольные напитки, легкие наркотики, даже для кого-то и тяжелые, всякие экстремальные виды спорта: покататься на лыжах, на сноуборде с горы и т.п. По сути, это выражение должно звучать «В этой жизни надо попробовать все плохое» — подобные желания порождают проблемы среди молодежи. Кто-нибудь говорил себе эту фразу перед тем, как сделать действительно что-то хорошее? К примеру, попробую я пожить бескорыстно, не привязываясь к результатам труда, или начну помогать бабушке соседке, которая живет одна, еле сводит концы с концами, глядишь менее жадным стану, или начну вставать по утрам и молиться буду, не знаю же, вдруг что и изменится. К актуальной проблеме молодежи относится , о какой свободе вообще идет речь, свобода заключается не в том, что хочу то и делаю, а в том, что делаю только то, что нужно и способен не делать того, чего хочется . Раз вы такие свободные, ну и бросьте пить, курить и обуздайте свои бесконтрольные половые желания.

Стоит отметить, что нравственно — это не просто какое-то чтение морали, это в первую очередь подача примера своим поведением — это главный путь решения проблем современной молодежи — достойный пример для подражания. Говорить можно много чего, но дети впитывают именно то, как вы живете сами. Как ребенок может поступать так, как вы ему говорите, когда вы сами живете иначе — он чувствует фальшь в этом случае и доверие у него будет складываться именно к вашему поведению, а не к словам. Необходимо собственным примером подать пример того, как стоить жить, того, к чему необходимо стремиться, того, в чем истинное счастье. И даже если ребенка так сказать понесет под влиянием общества или окружающих его молодых людей, у него все равно останется вкус к другой жизни. Его может на некоторое время начать штормить по жизни, так было и со мной, но через некоторое время вкус к подобной жизни пропадал и я встал на правильный путь.

Другая актуальная проблема молодежи — это узость взглядов. Люди часто ориентируются, полагаясь лишь на собственный опыт или мнение таких же друзей, которые также часто несильны во многих вопросах. Собственный опыт — это хорошо, именно благодаря ему часто и возникает сильная вера в какое-то знание, но есть одна хорошая мудрость «Умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих». Да и не просто же так в психологических экспериментах задействуют множество человек, а не парочку своих близких знакомых. Да и как говорят, по себе людей не судят, поэтому необходимо быть объективными во взглядах на жизнь, рассматривая вопросы с разных сторон.

Многие ориентируются на окружающих людей, но, к сожалению, большинство из них не знает, . Многие опираются на сугубо личный опыт и обладают стереотипным мышлением. Люди часто сами не знают как на самом деле, где истина, но все равно с уверенностью дают советы или укоряют в чем-либо других. Надо быть индивидуумом, личностью, иметь свои мысли, свои взгляды, а не быть пешкой или сливаться с серой массой, а для этого необходимо читать правильные книги, слушать и общаться с правильными людьми. Совместите личный опыт с получением знания о том, как стоит жить, и получится синтез, который будет путеводной звездой в вашей жизни, иначе можно будет так и блуждать всю свою жизнь, натыкаясь на проблемы, идущие с молодости.

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» Андре Моруа

По поводу накопления опыта в отношениях с противоположным полом — очень серьезная отдельная тема для обсуждения, но я все-таки напишу несколько предложений. Перед тем как начинать строить отношения, необходимо знать самому, как правильно себя вести, чтобы на тебя обращали внимание достойные молодые люди, которые настроены строить серьезные отношения, а также необходимо знать, кого можно назвать достойным, и как, в конечном счете, должны развиваться отношения, чтобы создать гармоничную счастливую семью на всю жизнь.

Многие пытаются накопить опыт, просто встречаясь со всеми подряд — это еще одна актуальная проблема современной молодежи, это весьма неразумно, про учение на чужих ошибках я уже говорил, и про субъективность личного опыта тоже. Многие привыкли доверять лишь собственному опыту — ладно, изучи и проверь, хотя бы так, необходимо усмирить свою ненужную гордость в плане «Я и так все знаю», перестаньте быть категоричными и начните принимать знание из авторитетных источников, пните себя — это ваша жизнь. Нужно начать глубоко изучать, как правильно жить, начать читать не гламурные журналы, а хорошую проверенную литературу , есть одна мудрость «Перед тем как что-то изучать, надо изучать, что изучать».

Поделюсь своим опытом: проблемы молодежи коснулись и меня — в молодости я совершил множество ошибок, и жил как все, как та самая большая часть молодежи, я убил, просто уничтожил свои годы жизни, которые можно было прожить намного разумнее. Я все-таки сумел свернуть с неправильного пути, но все равно это отложило огромный след на моей жизни, характере, который я всеми силами пытаюсь исправить, поэтому даже если человек нагулялся и задумался, к примеру, о создании семьи, в глубине сердца у него останется след до конца его жизни.

«Далеко не все то, к чему стремятся люди, заслуживает того, чтобы к этому действительно стоило стремиться» Дарий (философ)

#молодежь #духовность #ценности

Не секрет, что сегодня весь мир переживает тяжелую пору. Кри зисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, ценностных ориентаций.

Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь - это та часть общества, которая еще вырабаты вает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг.

В свою очередь, от жизненных ценностей со временной молодежи будет зависеть, что будет происходить в отдель ных странах и в мире уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система ба зовых ценностей, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением времени она остается практически неизмен ной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого чело века возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

Что же произошло с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют такие ценности, как интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей вера. В целом можно сказать, что молодежь обладает значительным по зитивным духовно-нравственным потенциалом, особенно это относит ся к девушкам, людям с высшим образованием и специалистам-гума нитариям. Несколько хуже в этой сфере обстоит дело с техническими специалистами, предпринимателями, военнослужащими и безработ ными . Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список ба зовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки.

Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жиз ненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая со весть, скромность отходят, к сожалению, на второй план . Современная молодежь ценит такие либеральные ценности, как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивиду алистических тенденций и снижению коллективистских начал, при водящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологи ческие механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга. Сейчас молодежные ценности выступают как самостоятельные, са модостаточные и, даже более того, противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного - это факт. Идеал молодежного самосознания - это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне праг матических рамок . Так взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом.

Различие социальных возможностей привело к тому, что сегодня подростковый мир оказался расколотым на две большие группы. Одна демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентируется на куль турные образцы взрослого мира и во многом продолжает традиции отрочества, сложившиеся в середине века. Другая же, намного более многочисленная, тяготеет к культу грубой физической силы, отлича ется весьма необычными формами поведения и сознания. Молодеж ная контркультура является и симптомом, и ферментом страшной со циальной болезни, охватившей большую часть нашей молодежи. Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи - отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания

и поведения российской молодежи можно, лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обще стве, а с другой - усиление процессов глобализации, мировоззренче ской неопределенности и секуляризации религиозных ценностей.

Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия - это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойствен ность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и мо рального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разре шенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе.

Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России. Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просо циальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальны ми условиями отечественных не цивилизованных рынка, инфраструк туры досуга и СМИ, вопиющие противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения . Современный молодой человек (пока большинство молодых лю дей) в России, с одной стороны, находится в более или менее нор мальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга он оказывается в совершенно иной ат мосфере .

Его окружает навязчивая двусмысленная рекла ма, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки (всевозможные джин-тоники, «энергетические» на питки и т. п.) и продукты. Визуальный и вербальный ряды этой рекла мы порой просто поражают своей пошлостью и бесстыдством. Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ - телевиде ния, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро,

универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками - о преступлениях, извра щениях и пороках.

Радиоэфир переполнен негативными, бесконечно повторяющимися новостями, наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами. Вся эта индустрия и инфраструктура порока, действительно, чудо вищна и отвратительна. Ее негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований. Однако много численные письма педагогов, ученых, просто родителей в СМИ, в Ми нистерство образования и культуры, в Государственную Думу, в пра вительство, Президенту пока не имеют никакого эффекта. У нас, мол, демократия, свобода слова и распространения любой информации. Если вспомнить определение ценностей как неких стандартов, от талкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красо ту, которые являются нормативами жизни в обществе, то становится понятным, почему сегодня ценностные ориентации молодежи так чет ко отличаются и разделяются. Разделение идет в основном по двум направлениям.

Первое направление духовности, где господствуют нравственные установки, гуманизм, толерантность и человеколюбие. Второе направление нацелено на индивидуализм, приоритет матери ального над духовным. Тогда становится понятным, почему на совре менном этапе система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей (семья, здоровье, коммуника ция) и ценностей, связанных с достижением успеха (деньги, независи мость, самореализация).

Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества, приоритетное направ ление в которых займут духовные традиции. А российской молодежи хочется пожелать духовного и нравственного подъема и совершен ствования. Таким образом, ценностные ориентиры современной молодежи требуют более четкого и разумного их понимания об обществе и о мире в целом. Молодежь - это следующее поколение, от которой зависит будущее всего человечества.

Поэтому необходимо серьезно подходить к этой проблеме, необходимо ограничить какую-либо информацию, которая способна сформировать ложные и мнимые ценности в созна нии молодых людей. Также важно поднять именно правосознание мо лодежи, их интерес к познанию нового. От молодежи зависит, как будет жить общество, на какие ориен тиры и идеалы будет опираться уже следующее поколение.

Список литературы: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос сийской Федерации на 2006-2010 гг.». М., 2011. 2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Со циологические исследования. 2012. 3. Семенов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2012. 4. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2014, май-июнь. 5. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования; автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2015.

Кашафутдинова Ю.С., Жалдагареева Д.М



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.