Битва при Айн-Джалуте – переломный момент в борьбе с монголами. Ближневосточный поход монголов Там отважное войско под тучами стрел погибает

Это история о том, как всесильная мощь монгольских военных походов, продолжавшихся на протяжении целого столетия, истощилась среди песчаных холмов Айн-Джалут в Синайской пустыне Героический конец Кит Бука стал последней песней монгольского величия. Так пусть сегодня эта песнь будет призывом, который пробудит погасшую в нас отвагу, воодушевит наш разум, восстановит растерянную веру и разбудит дремлющую в нас силу.

За этот исторический очерк журналист и писатель Баасангийн Номинчимид в 2010 году был удостоен премии имени Балдоржа, присуждаемой в Монголии за лучшие журналистские произведения. Впервые на русском языке - в переводе С.Эрдэмбилега специально для АРД.

В песках далёкой Палестины ветер победы стихает,

Там отважное войско под тучами стрел погибает.

Конюхи-куманы в спину хозяев кинжалы вонзили,

Рыцари, от золота ослепнув, друзей на врагов поменяли.

Войско доблестно билось, мужество не теряя -

Увы, вероломство, что победу украло, там совершилось.

Почтим их память

Около 750 лет назад, 3 сентября 1260-го года, на юго-западе от города Назарет сегодняшнего государства Израиль, вблизи границы с Палестиной, монгольское войско было наголову разгромлено объединёнными силами исламского войска. Приблизительно 10 тысяч монгольских воинов, и среди них славный полководец Монгольской империи - Кит Бука, нашли вечный покой в той земле.

На протяжении целого столетия победно развивавшийся стяг монгольского войска там впервые склонился, а не знавшие доселе поражения монгольские воины там впервые вкусили горечь погрома.

Многие историки оценивают сражение при Айн-Джалут как историческое событие, где впервые был дан отпор монгольским завоевательным походам, сражение, которое принесло спасение арабо-мусульманскому миру от полного разгрома. И с этим можно согласиться.

*Монгольским войском командовал Шихихутаг, в его распоряжении имелось три тумена, один тумен насчитывал 10 000 воинов.

Но всё-таки впервые монгольское войско потерпело крупное поражение во время похода Чингисхана на Хорезм. Это произошло в битве монгольских войск* с армией Джелал-ад-Дина у Паравана, в 1221 году на территории современного Афганистана. Тогда поражение было ощутимым, но оно не имело влияния на исход Хорезмского похода, целью которого было покорение Хорезма и Ирана. Это поражение ничуть не ослабило наступательный порыв монголов. Их войско, ведомое самим Чингисханом, преследовало армию Джелал-ад-Дина до берегов Инда, где ей был нанесен окончательный разгром в 1221 г.

Что касается Айн Джалут, поражение монгольских войск, несомненно, спасло арабский мир и Мисир /современный Египет/ от окончательного завоевания. Можно считать, что с того момента колесо истории стало вращаться в обратную сторону. После этой битвы уже не могло быть и речи о покорении монголами Египта. Окончательное покорение Сирии, Финикии, Палестины не только не завершилось, но они были и полностью потеряны. Войско было вынуждено перебраться обратно на восточный берег Евфрата.

В различных исторических источниках довольно разноречиво оценивают численность войск с обеих сторон, участвовавших в битве Айн-Джалут. Большинство историков сходятся на том, что войско Китбука насчитывало от 10 до 15 тысяч воинов. Войска мамлюков насчитывало гораздо больше воинов, может быть, в 2-3 раза.

Эмир Бейбарс, современное изображение.

Таким образом, за 6 000 километров вдали от родных степей приблизительно один тумен монгольских воинов под знамёнами батыра Кит Бука совместно со своими малочисленными союзниками сошлись в смертельной сече со значительно превосходящими силами противника. под Монголам противостояли не арабы, а воины тюркской крови под командованием Кутуза и Бейбарса - можно сказать, близкие родственники по происхождению, не менее отважные и искусные воины, преисполненные решимости погибнуть или победить.

Грозовые тучи над исламским миром

13 февраля 1258 года вконец обессиленный Багдад встал на колени перед воинами Хулагу хана. Багдадский халиф без еды и воды был заточён в хранилище своих сокровищ - Хулагу хан посоветовал ему питаться золотом, запивая серебром. В мусульманском мире падение Багдада на протяжении 500 лет несокрушимого было как гром среди ясного неба.

А христианам казалось, что на востоке восходит солнце, благоволящее их миру. Европа ликовала - наконец-то их мечта многих столетии станет явью, Хулагу хан приходит освобождать Святую землю…

Ликовали и армяне. Их историк Киракос писал: “Этот город подобно ненасытному, прожорливому пауку на протяжении сотен лет опустошал весь свет. За безмерно пролитую им кровь, за крайнюю жестокость и деспотизм, за тяжкие грехи его небо покарало этот город, и он пал”.

Хулагу хан перед взятием Багдада также покончил с грозной силой исламского мира - исмаилитами, во главе с их предводителем, так называемым Горным старцем. Исмаилиты являлись гильдией наёмных убийц, в течение столетий наводивших ужас на мусульманский мир. Не то что воевать с ними - любой, кто осмеливался перечить их воле, был обречён на верную смерть. Но монголы без особого труда расправились с ними, поиздевались над его наследником, водя его по городу, а затем казнили.

Падение Багдада. Из миниатюр монгольского Ирана нач. 14 в. Иллюстрации к Джами ат-таварих Рашид-ад-дина. Фото culturelandshaft.wordpress.com

Хулагу хан, не задерживаясь долго в павшем Багдаде, перебрался на другой берег Евфрата. К началу 1260-го года был взят Алеппо, затем один за другим пали близлежащие города и крепости. Однако Хулагу хан был вынужден возвратиться.

Имелись к тому веские основания.

Умер великий хан Мунке, спор за престолонаследие между родными братьями Хулагу, Хубилаем и Аригбуха вышел на грань гражданской войны.

Берке, хан Золотой Орды, который принял ислам, был недоволен притеснением мусульман и уничтожением Багдада - вотчины исламского мира.

На Кавказе взаимные распри создавали реальную угрозу на северных границах владений.

Покидая Сирию, Хулагу назначил своего полководца Кит Бука правителем этой страны, поручив ему не только завершить её завоевание, но и покорить Мисир, для чего под его командованием оставил войско численностью в один тумен. Разве возможно подобными силами покорить Сирию, Палестину, весь Аравийский полуостров и Мисир? Ведь воины этих земель приобрели немалый опыт и закалились в многочисленных тяжёлых битвах с крестоносцами на протяжении более чем столетия. Но монголам, находившимся в то время на вершине своего могущества, кого неизменно сопровождал попутный ветер побед и успехов, ничто не казалось невозможным.

Не теряя много времени, Кит Бука двинулся на юг, были взяты Хомс, Баалбек, другие города и крепости, настал черед Дамаска. Знаменитые мечи из дамасской стали не помогли, город покорился.

Султан Алеппо, ан-Насир Юсуф, нашедший убежище в Дамаске, снова пустился в бега. Воины Кит Бука преследовали султана, догнали его и пленили на территории современной Полосы Газа. Не только Сирия, но и Палестина в целом была завоёвана. Города Сидон, Тур, Акра, расположенные на узкой прибрежной полосе моря, и прилегающий к ней район Трифола оставались под управлением крестоносцев.

Таким образом, к середине 1260-го года весь исламский мир оказался на грани краха. Последней их надеждой оставались мамлюки-тюрки в Мисире. Именно в тот решающий момент происходит битва при Айн Джалут.

Предательство циничных баронов, повернувших колесо истории вспять

Кит Бука нойон расположился в городе Баалбек, на востоке сегодняшнего Израиля. Исповедующие христианство князья, бароны - тамплиеры Ближнего Востока и Малой Азии - хотели они того или нет, стали союзниками монголов. Ведь их общим врагом был исламский мир. До этого вся Европа четыре раза предпринимала крестовые походы для освобождения Святой земли, и всё безуспешно. Наступление Хулагу хана пробудило в них надежду. Наконец-то Святая земля будет свободной. Теперь арабы не смогут выбить крестоносцев с отвоёванных ими земель.

Образ Кит Бука нойона встаёт перед нами в ореоле воинской доблести. Видится, как он триумфально вступает в главные ворота Дамаска, в почётном сопровождении армянского короля Хетума, потомка древней аристократической знати и Бехомеда VI, короля Антиохии.

Вот он величаво сидит, удобно расположившись в просторном прохладном шатре, поставленном для него в знак уважения местными баронами-крестоносцами. А перед ним стоит, преклонив колени, пленённый в Газе султан ан-Насир-Юсуф, внук прославленного Саладина, победителя крестоносцев.

Персидские средневековая миниатюра. Сражение двух воинов. Нач.15 в. Персидско-монгольская школа живописи. Image by Burstein Collection/CORBIS

Но Кит Бука был только одним из многих нойонов - темников Хулагу хана. А сам Хулагу хан являлся только властителем одного из крыл Великой Монгольской империи. В ту пору эта империя была сравнима разве что с безбрежным океаном, необъятным небом. Это был момент наивысшего её могущества, она находилась в зените своей славы. Одновременно наступал и последний виток этого могущества. Приближался неминуемый закат.

В деяниях истории немало случаев, когда, казалось бы, незначительные события поворачивают в другую сторону её ход. В данном случае это связано с рыцарем из франков, прозванного Длинноногий Жюльен, правитель города Сидон.

Во времена крестовых походов бароны, пришедшие из Европы, славились коварством, алчностью и беспринципностью. Длинноногий Жюльен ничем не отличался от них. Монголы, куда бы они ни пришли, устанавливали свои правила, строжайшую дисциплину, неумолимо пресекая любое нарушение. Самовольству баронов был положен конец. Потому бароны затаились - они как будто бы примирились, ведь монголы сильнее и идут войной против мусульман, их заклятых врагов. Однако алчность подвела баронов. И, как оказалось потом, не только их, но весь христианский мир.

Случилось, что однажды Кит Бука получил донесение, которому он сперва никак не мог поверить. Казалось бы лояльные ему бароны угнали все резервные табуны лошадей, зарезав охранявших их воинов - попросту говоря, совершили разбойное нападение. Такого не бывало никогда, чтобы посягать на лошадей своих фактических союзников, в то время как общий враг стоит у порога. Невозможно поверить. Это больше, чем нарушение союзнических взаимоотношений, это даже не несоблюдение нейтралитета. Это предательский поступок.

Людовик IX с войсками в Крестовом походе. Фото - Википедия .

Вероломство было совершено в отношении Кит Бука, исповедующего несторианство - христианина, в пользу общего исламского врага. Это всё равно что отвернуться лицом от своей религии, в тот самый, быть может, единственный реально исторический момент, когда на расстоянии вытянутой руки находился Иерусалим, место где хранился святая святых - Гроб Господень. Один совместный поход, и был бы Иерусалим возвращён христианскому миру. Не может быть столь глупого поступка!

Опять же, предать монголов на вершине их могущества - разве что самому засунуть голову в петлю. Можно отвернуться от монголов, можно повернуться к мамлюкам, но примут ли их те...

Кит Бука нойон не хотел верить в измену и потому послал своего внука в сопровождении малочисленного отряда из 200 человек в Сидон для встречи с Жульеном, чтобы устранить недоразумение и вернуть табуны лошадей.

Но вор крадёт, чтобы украсть, грабитель грабит - чтобы ограбить. Трудно было бы ожидать, что Жюльен скажет: “Простите, разве эти лошади принадлежали монголам? А я и не знал”. Воровская душа осталась воровской. Хуже того: как говорят монголы, «посрамлённый может дойти и до убийства» - Длинноногий Жюльен зарезал внука Кит Бука (в некоторых источниках пишут - сына) вместе с сопровождающими его воинами, а лошадей велел отогнать к берегу моря в Акру. Погнал поближе к мамлюкам, о том договорился с баронами Акры и Тира. Какие уж там бароны - дворяне благородной крови - “убийцы и воры дворянской крови”.

Разгневанный немыслимым для монголов поступком Кит Бука повёл своё войско на Сидон и осадил его. Хотя Длинноногий Жюльен был коварным и беспринципным, но в рыцарской храбрости ему нельзя было отказать. Отчаянно он защищал свой город, но, в конце концов, был вынужден со своими приближёнными сесть на корабль и спасаться на острове Кипр. Не было у монголов кораблей, чтобы погнаться за ним.

В отместку Сидон был разрушен и сожжён дотла. Вышло, что променял Жюльен свой город на табуны лошадей. Дорогой оказалась цена за табуны. Но и этим их стоимость не ограничилась.

Крестоносцы, показавшие себя ничтожными конокрадами, не только получили сожжённый Сидон, но впоследствии потеряли все земли, принадлежащие им в Сирии. А сами один за другим были уничтожены именно теми, кому они продали лошадей. В конечном итоге, присутствие крестоносцев на Ближнем Востоке было полностью утрачено. Об этом здесь будет написано позже.

Развеянный по всей Сирии пепел Сидона, до недавнего времени являвшегося главной опорой христианства на Ближнем Востоке, вызвал злобу баронов Акры и Тура.

Продолжение - на АРД.

Не секрет, что уже много лет именно западные державы двигают вперед научный прогресс, в то время как державы исламского мира выступают в роли догоняющих. Но менее восьми веков назад все было совсем иначе: блистательные мусульманские ученые стояли в авангарде прогресса всего человечества, в то время как средневековые европейские королевства погрязли в пучине невежества и братоубийственных войн. Что же столь резко изменило ход научно-технического прогресса, отбросив восточные державы на столетия назад?

Город Багдад, находящийся на берегу реки Тигр, был основан в 762 году н.э., и уже к 11 столетию стал крупнейшим экономическим и культурным центром на всем Ближнем Востоке. Купцы с далеких земель приезжали на ярмарки Багдада, чтобы показать самые диковинные товары, мечети города поражали путника своим великолепием, а халиф Аббасидов, правивший огромным государством из Багдада, негласно считался главным владыкой всех мусульманских земель. К середине 13 века в Багдаде проживало до 3 миллионов человек — огромное число и для нашего времени. Но не это играло основную роль в блеске и величии Багдада. Город был своего рода столицей общемусульманского культурного пространства — сосредоточием накопленных за сотни лет знаний. Лояльное отношение к чужеземным религиям и покровительство халифов Аббасидов науке привлекало в Багдад ученых мужей со всех уголков земли, работы которых зачастую опережали время во многих областях науки. Перечислим лишь некоторые из них.

В астрономии за короткое время была создана крупнейшая в мире обсерватория, с высокой точностью вычислена длина земной окружности, доказано вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, были открыты пятна, возникающие на Солнце, вычислена продолжительность солнечного года, различающаяся с сегодняшними данными всего на 24 секунды. Мусульманские географы неустанно добавляли в атласы все новые географические объекты, записывая при этом их местоположение с помощью долготы и широты, характеризовали климатические зоны земель в пределах досягаемости путешествий.

Поистине неоценимый вклад исламские ученые внесли в математику: без их достижений просто невозможно представить современную науку. Десятичные системы счета, дроби, сложные операции деления и умножение — все это открыл выдающийся хорезмийский математик Аль-Хорезми. Между прочим, по имени его работы «аль-Джабр» и называют современную науку «алгебру».

Отдельного восхищения заслуживают мусульманские медики. В то время, как в европейских странах продолжали лечить отварами из трав и молитвами, в исламских медучреждениях делали глазные операции, возвращая зрение сотням людей.

Не меньшего внимания заслуживают восточные философы, физики, биологи. Перечисление их достижений займет не один десяток страниц, но мы не можем не отметить родоначальника современной химии Джабира Ибн Хайяна, по книгам которого долгое время учились европейские алхимики.

Все эти бесценные знания распространялись по всем мусульманским землям и многочисленным университетам, находящимся в крупных городах, но в основном были сосредоточены в неприступном Багдаде, который неустанно охранял гарнизон в 50 000 человек. Ни у кого не возникало даже мысли, что кто-либо из врагов может сокрушить могущественный Аббасидский халифат, окруженный со всех сторон верными союзниками, которые сообща могли выставить свыше миллиона солдат под зеленым знаменами.

Но такие враги нашлись. Стремительным вихрем монгольские войска под предводительством Чингис-хана пронеслись по землям Китая и азиатским бескрайним степям, приблизившись к цветущим городам Ближнего Востока. Первым государством, павшим от рук монголов, стало государство Хорезм. Сильнейшее государство было повержено кочевниками менее чем за один год. На некоторое время монголы взяли паузу, но несколько раз с 1238 по 1246 год нарушали границу халифата, но до больших столкновений дело не доходило. Наконец, в 1253 году н.э. монгольский хан Мунке задумал присоединить к своей империи земли современного Ирака и начал приготовления к войне.

Монгольская армия под командованием Хулагу (брата Мунке) пересекла границу Аббасидского халифата в 1257 году, столкнувшись со значительными силами халифа. На берегах реки Тигр мусульманская армия потерпела сокрушительное поражение и отступила в город, после чего монголы подошли к стенам поселения. Захватчики были готовы пощадить весь город и его защитников, если бы те сдались в плен, однако халиф решил проявить упорство и приказал защищать стены до последнего солдата. Потомки Чингис-хана второго шанса не давали, и 29 января 1257 года приступили к осаде неприступных стен, которые пали 10 февраля 1258 года. Просвещенный город был обречен — тысячи монгольских воинов ворвались на улицы, подавляя сопротивление остатков халифского гарнизона. После уничтожения гарнизона захватчики переключились на мирных жителей и многочисленные постройки внутри города. В течение недели небо над Багдадом пылало от многочисленных пожаров даже в ночное время, а резня горожан не прекращалась ни на минуту.


Штурм Багдада

Покоренные города давно не знавали той жестокостью, которую продемонстрировали в те времена монголы. Победители не разбирались, кого они режут: простого ли каменщика или знаменитого ученого. Не щадили и детей с женщинами. По современным оценкам, на улицах города могло погибнуть до миллиона жителей! Халифа Аббасидов, все это время смотревшего на разрушение столицы, насмерть затоптали конями.

По словам очевидцев, все рукописи выносились из библиотек и сжигались на берегах реки Тигр. Там же происходила расправа с учеными мужами, из-за чего вода в реке окрасилась в кроваво-черный цвет.


Хулагу — внук Чингис-хана, возглавивший монгольский поход на Багдад

Наконец, через 7 дней Хулагу отдал приказ о прекращении разграбление Багдада, а сам перенес свою ставку из подветренной стороны города — смрад от разлагающихся трупов стоял невыносимый, а от некогда великолепной столицы остались лишь развалины. Именно во времена тех роковых событий и было утеряно бесчисленное количество свитков с учеными текстами. Монголам — вольным кочевникам и воинам — просто не нужны были все те знания, накопленные столетиями кропотливого труда. Чтобы восстановиться из руин Багдаду понадобилось не одно столетие, но звание мировой культурной и научной столицы навсегда было им утеряно.

Европейские же страны от нашествия монголов практически не пострадали. Потомки Чингис-хана предприняли разведывательный поход на католические государства, разбивая на своем пути превосходящие их по численности рыцарские армии, но только разведкой и ограничились. По результатам , от завоевания европейских земель монголы отказались из-за климатических особенностей новой для них территории. Пока восточная наука оказалась отброшена на столетия назад и потеряла свой фундамент, европейские королевства воспользовались сложившейся ситуацией и перехватили инициативу в научно-техническом прогрессе.

Так с 1258 года Золотой век ислама начал угасать. Потерянные знания восстановить не удалось, а единично появлявшиеся выдающиеся ученые не смогли в корне повлиять на ситуацию — ведь Багдад хранил не только бесценные научные данные, но и контролировал широкую сеть школ и университетов по всей страна. Процитируем известного историка, который необычайно точно выразил последствия разрушения Багдада для всего исламского мира.

«Ирак 1258 существенно отличался от современного . Система каналов поддерживалась больше тысячи лет . Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира . Падение Багдада было психологическим ударом , от которого исламский мир не оправился . Ислам замкнулся в себе , стал более консервативным , нетерпимым к конфликтам веры и разума . С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч ислама . Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля . Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак , который уже не восстановился . »

( Стивен Датч )

Каков был бы современный мир, если бы монгольские ханы направили свои тумены на государства Европы или же государство Аббасидов сумело выставить против завоевателей? Возможно, научный и экономический мировые центры находились бы совершенно в иной части света, нежели сейчас, а политическая карта мира не имела бы с современной ничего общего. История показывает, как события многовековой давности координально меняют мир, удивляют, заставляют задуматься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории Доманин Александр Анатольевич

Взятие Багдада монголами 1258 год

Взятие Багдада монголами

Великий Западный поход 1236–1242 годов не стал последним в череде завоевательных кампаний Монгольской империи. Новый великий монгольский хан Менгу, воссевший в 1251 году на кошму из белого войлока, объявляет о подготовке еще двух всемонгольских походов: один направлялся против южнокитайской империи Сун, другой – против Багдадского халифата и Египта. Первый поход начался в 1253 году, со вторым дело на некоторое время застопорилось, поскольку ему активно противодействовал другой авторитетнейший монгольский вождь – владыка улуса Джучи, Батый (Бату). Батый не хотел пускать имперские войска за Амударью, так как территории к западу от этой реки по указанию Чингисхана были приписаны к улусу Джучи. А Батый обоснованно сомневался в том, что назначенный вождем исламского похода Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) передаст потом завоеванные территории дому Джучи.

Лишь смерть Батыя в 1255 году развязала, наконец, руки Менгу-хану. В начале 1256 года созданная им общемонгольская армия под командованием Хулагу форсирует Амударью и движется в Иран. Первой ее целью стали расположенные в Кухистане (Западный Иран) почти неприступные твердыни ассасинов. Монголы, не имея здесь достаточных сил, долго не могли покорить их. Но теперь положение изменилось. Хулагу имел огромное войско – численность монгольской армии можно оценить, как минимум, в сто тысяч человек. Не последнюю роль играл и окружавший монгольскую армию ореол непобедимости. В результате большинство горных твердынь ассасинов сдались монголам без боя осенью 1256 года, и лишь некоторые, и в их числе грозный Аламут, оказали не очень сильное сопротивление. После этого Хулагу приказывает перебить всех ассасинов без исключения, в том числе женщин и детей. Приказ был выполнен беспрекословно и даже с удовольствием – монголы испытывали почти патологическую ненависть к ассасинам. Почти двухсотлетняя история жуткого исмаилитского царства убийц-невидимок бесславно завершилась.

После разгрома исмаилитов вполне очевидной главной целью для монголов стал Багдадский халифат. Хулагу, однако, проявил присущую ему тонкость стратегического мышления и вместо лобового удара завязал нудную дипломатическую переписку с халифом Мустансиром, требуя от владыки исламского мира изъявить покорность монгольской власти. А в это же время отдельные корпуса его армии громили потенциальных союзников халифа, а заодно и вербовали новых союзников для себя. Между тем халиф с негодованием и очень большой самоуверенностью отверг все притязания монгольского хана. Особые надежды при этом он возлагал не на свои армии, а на Аллаха, который, разумеется, не мог позволить каким-то безбожным кочевникам победить его, наследника самого пророка Мухаммеда. Сельджукские уроки не пошли халифу впрок.

Хулагу, однако, в Аллаха не верил и в январе 1258 года подступил с войском под стены Багдада. К удивлению халифа, Аллах не послал на монголов никаких снегопадов, подобных тому, что в 1217 году сорвали поход на Багдад хорезмшаха Мухаммеда. Не было даже дождей, да и ожидаемое халифом моровое поветрие тоже почему-то миновало монгольскую армию. Вдобавок степняки нанесли невдалеке от Багдада тяжелое поражение полевой армии халифа, и помощи городу ждать теперь было неоткуда. Вскоре китайские инженеры, следующие с армией Хулагу, развернули против города камнеметные машины и начали массированный обстрел древней столицы халифов. К середине февраля даже недалекому Мустансиру стало ясно, что его положение безнадежно, и он сдался на милость монгольского владыки.

Падение Багдада. Персидский рисунок XIV века

Хулагу, впрочем, милость не проявил. Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, он, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась.

Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия! Парадные халифские одеяния считались на тысячи, золотые динары и серебряные дирхемы – на сотни тысяч и миллионы. А по сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, монголам удалось обнаружить в халифском дворце некий тайный колодец, до краев заполненный не водой, а золотыми слитками. Столь же обильные ценности были захвачены в многочисленных исламских святынях; сами эти святыни, и в том числе знаменитая соборная мечеть халифов, были по приказу Хулагу сожжены. Поистине, то были черные для ислама дни.

Взятие Багдада «язычниками» повергло в траур весь исламский мир. Среди мусульман воцарились эсхатологические настроения, что значительно облегчило для Хулагу дальнейшие завоевания. В следующие два года под натиском непобедимых степных туменов одна за другой рушатся твердыни Ирака, Сирии, Палестины. В 1259 году войска Хулагу вступают в священный город трех мировых религий – Иерусалим; им сдается неприступный Дамаск, а к весне 1260 года авангард монгольской армии под командованием Китбуги захватывает Газу на самой границе с Египтом. Мусульманский мир оказался на пороге гибели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М.Г. Ефремова. 1941-1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка. 4 января

Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М. Г. Ефремова. 1941–1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка.

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ОСАДА И ВЗЯТИЕ КОРФУ 9 ноября эскадра Ф.Ф. Ушакова («Св. Павел», «Мария Магдалина», фрегаты «Св. Николай» и «Счастливый») пришла к Корфу и встала на якорь в бухте Мисанги. У острова Св. Мавры остались линейный корабль «Св. Петр» и фрегат «Навархия» для установления порядка на

Из книги Из истории Тихоокеанского флота автора Шугалей Игорь Федорович

1.6.3. Осада и взятие Пекина Ещё в июле 1900 г. в России была объявлена мобилизация и начата переброска войск на Дальний Восток. В этом очень помогла Транссибирская магистраль, хотя пропускная способность её была недостаточной и часть войск доставляли из европейской части

Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Взятие Ведено После ухода Муравьева-Карского наместником Кавказа и командующим находившимися там войсками, как и следовало ожидать, стал князь А.И. Барятинский. К тому времени Александру Ивановичу исполнился 41 год. Он был одним из самых молодых «полных» генералов

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. ВЗЯТИЕ ПЕРЕКОПА Итак, попытка немцев с ходу ворваться в Крым провалилась. Манштейн решил собрать силы 11-й армии в кулак и 24 сентября прорвать оборону русских на перешейке.Чтобы набрать достаточно сил для вторжения в Крым, Манштейну пришлось до минимума оголить

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

1258 Там же. С. 76.

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Взятие Киром Вавилона 538 год до н. э. После покорения Лидии персидский царь Кир начал медленное наступление на Вавилон. Его стратегия сводилась к тому, чтобы прежде всего изолировать Вавилон от внешнего мира. Результатом этой изоляции был значительный упадок торговли

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Взятие Акры 1291 год После Айн-Джалута почти непрерывное наступление монголов на Ближнем Востоке было остановлено. Новый султан Египта и Сирии Бейбарс обратился против старинных врагов ислама – крестоносцев. Он наносил по христианским городам и крепостям методичные и

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

КУБАНСКОЕ ВЗЯТИЕ Нерешительная политика наступлений и отступлений в отношении Турции провалилась. Сохраненное на карте Крымское ханство и подданная ему Ногайская орда в Закубанье бурлили мятежами. Весной 1782 г. Екатерина Великая вынуждена была вновь ввести войска в

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

XX. ВЗЯТИЕ АББАС-АБАДА И ДЖЕВАНБУЛАКСКИЙ БОЙ Нахичеванская область граничит с Карабагом. Но сообщения между ними по горным дорогам в эпоху персидской войны были трудны и сопряжены к тому же с постоянными опасностями от нападений разбойничьих татарских племен, кочевавших

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

XXXI. ВЗЯТИЕ ТАВРИЗА Осенью 1827 года персидская война, которую так усложнило было неожиданное нашествие Аббас-Мирзы на Эчмиадзин, вдруг получила совершенно непредвиденно решительный оборот. Дело в том, что, пока армия Паскевича, после падения Эривани, еще только шла на

Из книги автора

V. ВЗЯТИЕ АНАПЫ В то время как на главном театре войны Паскевич только еще готовился к походу, вдали, на берегах Черного моря, совершилось другое событие, весьма важное для дальнейших судеб войны в Азиатской Турции, – перед русскими войсками пала Анапа, этот оплот

Из книги автора

1258 МИРФ. Ч. 11. С. 659.

Из книги автора

1258 См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1. М., 1944. С.

Битва за Багдад – эпизод монгольского ближневосточного похода. В 1258 г. монгольские войска и их союзники под командованием Хулагу осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100000 до 1000000 жителей.

Рассказ о возникновении усобицы в Багдаде, неприязни между даватдаром и везиром и начале невзгод багдадского халифа.

В 654 г. (1256), в конце лета, произошло великое наводнение и г. Багдад был затоплен так, что нижние ярусы тамошних зданий погрузились в воду и стали невидимыми. В течение 50 дней это наводнение нарастало, а затем стало убывать. Половина уездов Ирака была опустошена, и до сих пор еще муста"симский потоп на устах народа. Во время этого события городские подонки и сволочь, бездельники и бродяги протянули руку насилия и власти и каждый день убивали народ. Муджахид-ад-дин Эйбек, даватдар, склонил к себе бродяг и бездельников и в короткое время приобрел большую силу. Когда он окреп и увидел халифа Мустасима нерешительным, нерассудительным и простодушным, он посоветовался с некоторыми сановниками, как бы его свергнуть и на его место посадить другого из рода [тех] же Аббасидов. Везир Муаййид-ад-дин ибн-Альками проведал об этом обстоятельстве, наедине уведомил Мустасима и сказал: необходимо-де принять меры против них. Халиф тотчас же призвал даватдара, передал ему доклад везира и сказал: «Из-за доверия, которое я к тебе имею, я не послушал слов везира о доносе на тебя и передаю [его слова] тебе. Ни в коем случае ты не должен обольщаться и не сходить с пути повинвения». Когда Эйбек почувствовал прощение, снисхождение и милосердие халифа, .он в ответ промолвил: «Ежели за мной будет доказана вина, то вот моя голова, а вот меч. Однако куда же направлено прощение и помилование халифа? Коварного везира див попутал, и в помраченном мозгу его появилась склонность и любовь к Хулагу-хану и монгольскому войску. Он клевещет на меня, дабы от себя отвести подозрения. Он против халифа, и между Хулагу-ханом и ним беспрерывно обращаются лазутчики». Халиф выразил ему расположение и сказал: «Впредь будь бдителен и благоразумен». Муджахид-ад-дин Эйбек вышел от халифа и высокомерно собрал вокруг себя множество бродяг и городских подонков, злоумышляя против халифа. Денно и нощно они служили ему. Халиф стал подозревать, собрал войска, чтобы его отразить, и смута и смятение в Багдаде возросли.

Тамошние жители были удручены Аббасидами, стали гну-шаться ими и считали, что [наступил] последний час их могущества. Среди них появилось разногласие и [разгорелись] страсти. Халиф перепугался и повелел Фахр-ад-дину Дамгани, сахиб-дивану, успокоить смуту. Собственноручно он написал послание, что-де то, что говорят о даватдаре, клевета и ябеда, у нас к нему полное доверие и он-де под нашим покрови-тельством. Это послание он отправил через ибн-Дарнуша к даватдару, чтобы он явился на служение к халифу. Снискав благоволение, [даватдар] с почетом и уважением вернулся. В городе кликнули клич, что речи, которые говорили о даватдаре, все ложны. В хутбе после поминания халифа поминали имя даватдара, и таким путем та смута была устранена.



Рассказ о походе Хулагу-хана на Багдад, обращении гонцов между ним и халифом и исходе тех обстоятельств.

Идя на Багдад, Хулагу-хан 9-го числа месяца раби"ал-ахыра 655 г. (26.IV.1257) дошел до Динавера, а оттуда повернул обратно и прибыл в Тебриз 1 12-го числа месяца рад-жаба (27.VII) того же года. 10-го числа месяца рамазана того же года он прибыл в Хамадан и послал гонца к халифу с угрозами и посулами... 2 .

В эту смутную пору, поскольку даватдар был плох с везиром, сволочь и городские подонки, подчиняясь ему, распространяли среди жителей слух, что везир заодно с Хулагу-[ханом], желает его победы и низвержения халифа и в этом имеется подозрение. Халиф снова через посредство Бадр ад-дина Дизбеги и казия Банданиджейна 3 отправил небольшое количество даров и возвестил: хотя-де государю и неведомо, однако пусть он справится у людей знающих, что до сих пор конец всякого государя, который покушался на род Аббасидов и обитель мира Багдад, был ужасен. Хотя-де на них покушались непреклонные государи и могущественные повелители, но основание этого державного здания оказалось чрезвычайно крепким и будет стоять незыблемо до дня воскресения из мертвых. В минувшие дни Я"куб, [сын] Лейса Саффари, покушался на современного [ему] халифа и с многочисленным войском устремился на Багдад, но, не достигнув цели, отдал душу от болезни живота. Точно так же пошел в поход его брат Амр. Его захватил Исма"ил ибн-Ахмед Самани и связанного отправил в Багдад, чтобы халиф совершил с ним то, что было предопределено судьбой. Из Мисра в Багдад пришел с превеликим войском Бесасири, схватил халифа и держал в заключении в Хадисе. Два года в Багдаде он читал хутбу и чеканил монету именем Мустан-сира, бывшего в Мисре халифом исмаилитов. В конце концов [это] стало известно Тогрул-беку, сельджуку. С громадной ратью он двинулся из Хорасана на Бесасири, взял его в плен и казнил, а халифа освободил из заключения, доставил в Багдад и посадил халифом. Султан Мухаммед, сельджук, тоже покушался на Багдад, но разбитый повернул назад и на пути скончался. Мухаммед Хорезмшах, злоумышляя истребить наш род, повел превеликое войско, однако по приговору гнева божьего был настигнут снежной бурей на горном перевале Асадабада и большая часть его войска погибла. Потерпев неудачу и понеся потери, он возвратился обратно и на острове Абескун лотерпел от деда своего Чин-гис-хана то, что претерпел. Не будет добра государю от злых умыслов на род Аббасидов. Пусть он поразмыслит о сглазе вероломной судьбы. От этих слов гнев Хулагу-хана возрос...



...[Хулагу-хан] выступил в путь и расположился на берегу реки Хульван 9-го числа месяца зи-л-хиджджэ 655 г. (18.XII.1257). Там он пребывал до 22-го числа того же месяца (31.XII.1257 г.). В те дни Китбука-нойон взял многие города Луристана добром и силой. 11-го числа джакшабата-месяца года змеи, соответствующего 9-му числу месяца му-харрама 656 г. (16.II.1258), Байджу-нойон, Бука-Тимур и

Сунджак в назначенный срок, дорогой на Дуджейль, перейдя через Тигр, достигли окрестностей Нахр-и-Иса... 4 .

Войска разом вошли в город и предавали огню сырое и сухое, кроме домов немногих аркаунов и некоторых чужеземцев. В пятницу 9-го числа месяца сафара Хулагу-хан въехал в город для осмотра дворца халифа. Он расположился во [дворце?]... и пировал с эмирами. Он повелел призвать халифа и сказал: «Ты хозяин, а мы гости, покажи-ка, что у тебя есть для нас подходящего». Халиф понял правду этих слов, задрожал от страха и так перепугался, что не мог при-помнить, где ключи от хранилищ. Он приказал сломать несколько замков и поднес на служение 2000 халатов, 10 000 динаров и сколько-то редкостных предметов, усыпанных драгоценными камнями украшений и жемчугом. Хулагу-хан не оказал им внимания, все подарил эмирам и присутствовавшим и сказал халифу: «Богатства, которые у тебя на земле, они явны и принадлежат моим слугам, а ты скажи о схоронен-ных кладах, каковы они да где». Халиф признался в [существовании] водоема, полного золота, посередине дворца. Его разрыли, и он оказался полным червонного золота, все в слитках по 100 мискалей.

Было повелено пересчитать халифские гаремы. Подробно было перечислено 700 жен и наложниц и 1000 человек прислуги. Когда халиф узнал о переписи гарема, он смиренно взмолился и сказал: «Обитательниц гарема, которых не озаряли солнце и луна, подари мне». [Хулагу-хан] сказал: «Из 700 выбери 100, а остальных оставь». Халиф увел с собой 100 женщин из близких и родных. Ночной порой Хулагу-хан вернулся в ставку и наутро приказал, чтобы Сунджак отправился в город и отобрал все имущество халифа и отправил его [из города]. Короче говоря, все, что собирали в течение 600 лет, горами нагромоздили вокруг ханской ставки. Большая часть почитаемых мест, как-то: соборная мечеть халифов, гробница Мусы Джавада, да будет над ним мир, и мо-гильные склепы Русафы были сожжены...

В конце дня в среду 14-го числа месяца сафара лета 656 (20. II. 1258) в деревне Вакф дело халифа прикончили вместе со старшим сыном и пятью слугами, которые при нем состояли.

На другой день казнили прочих, которые стояли с ним у ворот Кальваза. Ни одного Аббасида, кого нашли, не оста-вили в живых, кроме немногих... В пятницу 16-го числа ме-сяца сафара (23. II) среднего сына халифа отправили к отцу и братьям, и власть халифов из рода Аббасидов, которые восседали [на престоле] после рода Омейядов, пресеклась. Срок их халифата был 525 лет, а числом их было 37 человек согласно тому, как они именуются и перечисляются [ниже]: Саффах, Мансур, Махди, Хади, Рашид, Амин, Ма"мун, Му"тасим, Васик, Мутаваккиль, Мунтасир, Муста"ин, Му"тазз, Мухтади, Му"тамид, Му"тадид, Муктафи, Муктадир, Кахир, Ради, Муттаки, Мустакфи, Мути, Таи, Кадир, Каим, Муктади, Мустазхир, Мустаршид, Рашид, Муктафи, Мустанджид, Му-стади, Насир, Захир, Мустансир, Муста"сим. [Последний] халифствовал 17 лет.

1 В рукописи Института востоковедения Академии наук СССР название города опущено с оставлением пробела.

2 Мы опускаем очень пространный рассказ об обмене послов между халифом и ханом, сохранив ту часть, из которой видно неустойчивое положение халифата в последнее перед нашествием монголов время.

ближневосточный поход монголоведение
под командованием Хулагу (1256-1260) - один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленный против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта; поскольку большую роль в действиях против ближневосточных мусульман сыграли центральноазиатские христиане-несториане, а союзниками монголов были участники Седьмого крестового похода, некоторыми историками (Р. Груссе, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилёв) назван Жёлтым крестовым походом .
  • 1 Подготовка к походу
    • 1.1 Численность войск
    • 1.2 Участие христиан
  • 2 Выступление войск
  • 3 Разгром низаритов
  • 4 Завоевание Багдада
  • 5 Сирийская кампания
  • 6 Действия корпуса Китбуки
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография
    • 8.1 Источники
    • 8.2 Литература
  • 9 Ссылки

Подготовка к походу

Мункэ, провозглашённый каганом Монгольского государства в 1251 году, принял решение продолжить войны против империи Сун и не покорённых государств Ближнего Востока. Одним из поводов для ближневосточного похода послужила жалоба, поданная Мункэ жителями Казвина и горных районов Персии на вред, причиняемый им исмаилитами-низаритами (известными на Западе как ассасины, а на Востоке - как мульхиды, то есть еретики). Согласно Рашид ад-Дину, «так как многие из искавших правосудия на несправедливость еретиков, передали себя на благороднейшее усмотрение, Менгу-каан в год быка отправил в области таджиков против еретиков своего брата Хулагу-хана». На исмаилитов и багдадского халифа жаловался хану и монгольский военачальник Байджу, базировавшийся в северном Иране. Мункэ приказал Хулагу разрушить горные крепости исмаилитов, покорить луров и курдов, завоевать владения халифа, если тот не изъявит покорности.

Численность войск

Хулагу и его армия. Миниатюра из Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. Рукопись XV века, Герат

Джувейни, а вслед за ним и Рашид ад-Дин, сообщают, что каждый улус должен был поставить в армию Хулагу по два человека из каждого десятка воинов. Но это может быть лишь фигура речи, означающая, «очень большое войско», так как то же выражение встречается у Джувейни под 1246 годом, когда Гуюк отправлял Илджидая на войну против исмаилитов.

Анонимный автор сочинения Шаджарат аль-атрак (XV век) пишет, что Мункэ дал Хулагу одну пятую всех годных к службе монголов, и это составило 120 тысяч человек. Му‛ин ад-Дин Натанзи сообщает, что Хулагу выступил из Монголии в сопровождении 70 тысяч человек. И по свидетельству инока Магакии (Григора Акнерци), армянского историка XIII века, численность войск Хулагу доходила до 70 тысяч: «пришли с востока… семь ханских сыновей, каждый с туманом всадников, а туман значит 10 000».

Современные исследователи, пытаются рассчитать численность армии Хулагу, исходя из количества упоминаемых в источниках военачальников - 15-17 человек. Если каждый военачальник - темник, то в монгольском войске должно было быть 150-170 тысяч человек. Однако тумен лишь теоретически включал 10 тысяч воинов; реальная численность могла быть меньше.

К армии были приписаны китайские инженеры для обслуживания камне-, стрело- и огнемётных машин; численность китайцев оценивается по-разному, от тысячи до четырёх. Кроме войск Байджу под верховное командование Хулагу переходили войска Даир-бахадура, размещённые в Кашмире. На пути следования армии была проведена тщательная подготовка: через реки наведены мосты, исправлены дороги; племена, кочевавшие на территории, через которую должна была двигаться армия, согнаны со своих мест; заготовлены огромные склады продовольствия и фуража.

Участие христиан

См. также: Франко-монгольские союзы

Хулагу симпатизировал буддистам, но в целом использовал приверженцев разных религий в своих политических целях. Однако его старшая жена, влиятельная Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Найман Китбука был несторианином. Наконец, в союз с монголами вступил король Киликийской Армении Хетум I, который в 1248 г. отправляет своего старшего брата Смбата Спарапета (Смбат Гундстабл) в монгольскую столицу Каракорум, а позже, по приглашению великого хана Мунке, сам отправился в путь. Проведя в гостях у хана пятнадцать дней, получив освобождение от податей и гарантии военной помощи, армянский король вернулся в Киликию. Он также смог привлечь к союзу с монголами антиохийского князя Боэмунда, выдав за него замуж свою дочь. К монгольскому войску также примкнули христиане Ближнего Востока, ассирийцы и греки, которые видели в монголах освободителей.

Выступление войск

Хулагу покинул Монголию в октябре 1253 года, но двигался крайне медленно. 1254 году он был в Алмалыке и Улуг-Иве у правительницы Чагатайского улуса Эргэнэ-хатун, а в сентябре 1255 года его принимал близ Самарканда монгольский наместник Мавераннахра Мас"уд-бек, сын Махмуда Ялавача. Такое неспешное движение было связано с противодействием главы Улуса Джучи Бату, который не желал пускать имперскую армию за Амударью, территорию за которой рассматривал как сферу влияния Джучидов. Не последнюю роль играла позиция Берке, брата Бату, который заявил: «Мы возвели Менгукана, и чем он нам воздаёт нам за это? Тем, что отплачивает нам злом против наших друзей, нарушает наши договоры… и домогается владений халифа, моего союзника… этом есть нечто гнусное». Мункэ не хотел ссориться с Бату, поэтому до смерти последнего (1255/1256) решительного наступления не предпринималось. Тем не менее, ещё в августе 1252 года из Монголии выступил авангард под командованием Кит-Буга-нойона численностью в 12 тысяч, который с марта 1253 года действовал против исмаилитов в Кухистане, осаждая крепость Гирдекух.

Разгром низаритов

Осада Аламута. Миниатюра из Тарих-и-джехангуша Джувейни. Рукопись XV века, Шираз

В январе 1256 года Хулагу, пополнив свою армию джучидскими подразделениями, предоставленными Сартаком, форсировал Амударью и осадил низаритские крепости в Кухистане (Эльбурс). Не полагаясь лишь на военную силу, Хулагу начал и дипломатическое наступление, потребовав от имама низаритов Рукн-ад Дина Хуршаха капитуляции. Среди исмаилитов существовала промонгольская партия, к которой принадлежали известный персидский учёный Насир ад-Дин ат-Туси и врач Муваффик ад-Доулэ, дед Рашид ад-Дина, знаменитого министра государства Хулагуидов. Под влиянием этой партии Хуршах согласился сдать крепости в обмен на сохранение жизни и владений. Однако, как только Хулагу почувствовал, что Хуршах пытается выгадать время и затягивает переговоры, он начал штурм крепости Меймундиз, в которой находился имам. итоге, Хуршах вынужден был сдаться. Хулагу отправил его в Монголию, к Мункэ, который должен был решить судьбу Хуршаха. По дороге, в Средней Азии, 9 марта 1257 года Рукн ад-дин Хуршах, видимо, по тайному приказу Мункэ, был убит. то же время, Насир ад-дин ат-Туси стал советником и личным астрологом Хулагу.

Большинство исмаилитских крепостей в Кухистане сдалось без боя в течение года и было разрушено. Лишь немногие, в том числе знаменитый Аламут, капитулировавший 15 декабря 1256 года, оказали незначительное сопротивление. Сложнее всего пришлось монголам при осаде Гирдекуха, которая продлилась годы.

Историк Джувейни, служивший Хулагу, ознакомился с богатым книгохранилищем Аламута. Хранившаяся там рукопись «Сергузашт-и сейидна», посвящённая жизни Хасана ибн Саббаха, была использована Джувейни в своём сочинении. Ему удалось сохранить библиотеку от разграбления, однако он лично сжёг ту часть записей, где приводилась исмаилитская догматика.

Завоевание Багдада

Падение Багдада. Иллюстрация к Джами ат-таварих Рашид ад-Дина Основная статья: Битва за Багдад (1258)

Покончив с низаритами, Хулагу потребовал покорности от багдадского халифа аль-Мустасима. Халиф, самонадеянно отвергнув ультиматум монгольского командующего, не располагал, однако, силами, чтобы ему противостоять. Среди сановников, окружавших халифа, не было единства по поводу мер, которые нужно предпринять для обороны страны. К тому же аль-Мустасим отказался выплатить жалование наёмному войску, и оно было распущено.

Полевая армия Аббасидов под командованием Фатх ад-дина ибн Керра потерпела поражение на берегу Тигра от войск Байджу. начале 1258 Хулагу, Байджу и Кит-Буга завершили окружение Багдада. Сперва в действие вступили осадные орудия, а затем начался штурм. К середине февраля город был в руках монголов. начавшемся избиении жителей были пощажены христиане (по просьбе несторианки Докуз-хатун, старшей жены Хулагу) и евреи, которых монголы рассматривали как своих союзников, поскольку при халифах они были угнетаемы. Сдавшийся в плен аль-Мустасим по приказу Хулагу вынужден был показать тайные казнохранилища Аббасидских правителей, а затем, 20 февраля, был казнён.

В тот же период нойон Урукту был направлен для взятия города Ирбиль. Его правитель Тадж ад-Дин ибн Салайя покорился монголам, но защищавшие крепость курды отказались сдаться. Долгая осада успеха не принесла. Лишь летняя жара заставила курдов покинуть Ирбиль, и его занял союзник монголов Бадр ад-Дин Лулу, атабек Мосула.

Сирийская кампания

Наступление монголов в Леванте (1260)

После завоевания Багдада Хулагу расположился в окрестностях Мараги в Восточном Азербайджане. августе 1258 он принимал здесь мусульманских властителей, прибывших выразить покорность, в частности, Бадр ад-Дина Лу’лу, атабека Са’да из Фарса, братьев Изз ад-Дина Кей-Кавуса II и Рукн ад-Дина Килич-Арслана IV из Конийского султаната. Бадр ад-Дин Лу’лу отправил своего сына Салиха на службу Хулагу.

12 сентября 1259 года армия Хулагу выступила на запад. авангарде шли силы Китбуки, на правом крыле - Байджу и Шиктур, на левом - Сунджак, центром командовал сам Хулагу. Монголы заняли Ахлат, разгромили в окрестных горах курдов. Салих был послан на завоевание Амида (ныне - Диярбакыр), а Хулагу захватил Эдессу. Затем были взяты Нисибин и Харран.

Монголы перешли Евфрат и призвали наместника Халеба аль-Муаззама Туран-шаха сдать город. ответ на отказ 18 января 1260 года они осадили Халеб. осаде участвовали и войска христианских союзников Хулагу - Хетума Армянского и Боэмунда Антиохийского. Город был занят в неделю, но цитадель держалась до 14 (по другим сведениям 26) февраля. После её взятия монголы устроили резню, прекращённую через шесть дней по приказу Хулагу. Из защитников цитадели в живых оставили лишь одного армянского золотых дел мастера. Хетум сжёг мечеть Халеба, сохранив яковитскую церковь. Хулагу вернул армянскому царю некоторые области и замки, отнятые у него халебскими правителями. Боэмунду были отданы халебские земли, бывшие в руках мусульман со времён Салах ад-Дина.

31 января Айюбидский султан ан-Насир Юсуф, узнав о падении Халеба, отступил с войском из Дамаска к Газе. Дамаск сдался монголам без боя, и 14 февраля (по другим сведениям - 1 марта) Китбука вступил в город, назначив там монгольского управляющего.

Действия корпуса Китбуки

Основная статья: Битва при Айн-Джалуте

После получения известий о смерти великого хана Мункэ Хулагу с основной частью армии отступил в Закавказье (июнь 1260 года). Китбуке были оставлены сравнительно малые силы (10-20 тыс. или даже 10-12 тыс. включая подкрепления от союзных армян и грузин). Хулагу оставил своего военачальника со столь немногочисленным войском, видимо, неверно оценив силы своих противников в Египте; возможно, он был введён в заблуждение информацией, полученной от захваченных в Сирии пленников. С другой стороны, Хулагу был вынужден забрать львиную долю войска, вероятно, понимая, что вскоре после смерти Мункэ неизбежно вспыхнет конфликт с Джучидами за спорные территории в Закавказье. Китбуке было поручено сохранить уже завоёванное (информация Бейбарса аль-Мансури). По сведениям Ибн аль-Амида, он должен был к тому же зорко следить за франками прибрежных крестоносных государств. Сам Хулагу в своём письме Людовику Французскому (1262), сообщает, что Китбуке было приказано покорить крепости исмаилитов в северной Сирии.

Китбука продолжил завоевания из Сирии на юг - в Палестину, захватив Баальбек, аль-Субейба и Аджлун, монголы вошли в Самарию и жестоко расправились с Айюбидским гарнизоном Наблуса. Далее монгольские отряды беспрепятственно заняли Газу, Айюбидский султан ан-Насир Юсуф был взят в плен и выслан к Хулагу, монгольские гарнизоны в 1000 человек были размещены в Газе и Наблусе. Навстречу Китбуке двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса. 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение. Китбуга попал в плен и был казнён.

Примечания

  1. Примерно соответствует 1253 году н. э.
  2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - 1960. - Т. 2. - С. 144.
  3. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - 1946. - Т. 3. - С. 22.
  4. 1 2 Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: the Mamluk-Īlkhānid War, 1260-1281. - P. 15.
  5. История монголов инока Магакии, XIII века / Пер. К. П. Патканова. - М., 1871. - С. 24.
  6. 1 2 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - 1946. - Т. 3. - С. 23.
  7. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. - Л., 1958. - С. 185.
  8. Вернадский Г. В. Глава ІI. Монгольская империя // Монголы и Русь. - Тверь, М., 1997.
  9. Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 224.
  10. Из сочинений Ибнфадлаллаха Эломари // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. Тизенгаузен В. Г.. - СПб., 1884. - Т. 1. - С. 246.
  11. The Cambridge history of Iran. - 1968. - Т. 5: The Saljuq and Mongol Periods. - P. 351.
  12. Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: the Mamluk-Īlkhānid War, 1260-1281. - P. 40.
  13. Amitai-Preiss, p. 32.
  14. Jean Richard, p.428
  15. Amin Maalouf, p.264
  16. Tyerman, p.806
  17. Amin Maalouf, p.262

Библиография

Источники

  • Из сочинений Ибнфадлаллаха Эломари // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. - СПб., 1884. - Т. 1. - С. 245-246.
  • История монголов инока Магакии, XIII века / Пер. К. П. Патканова. - М., 1871.
  • Киракос Гандзакеци. История Армении / Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян. - М.: Наука, 1976.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского Ю. П. Верховского, редакция профессора И. П. Петрушевского. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. - Т. 2.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод А. К. Арендса. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1946. - Т. 3.

Литература

  • Вернадский Г. В. Глава ІI. Монгольская империя // Монголы и Русь = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. - Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. - 480 с. - 7000 экз. - ISBN 5-85929-004-6.
  • Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). - М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 432. - ISBN 5-8112-0021-8.
  • История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. - 390 с.
  • Костюков В. П. Иранский поход Хулагу: предыстория // Золотоордынская цивилизация: Сборник статей. - Казань: Издательство «Фэн», 2009. - Вып. 2. - С. 69-89. - ISBN 978-5-9690-0101-5.
  • Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256–1353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статей. - М.: Наука, 1977. - С. 228-259.
  • Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв. - М.: Издательство «Наука», ГРВЛ, 1978. - 2400 экз.
  • Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: the Mamluk-Īlkhānid War, 1260-1281. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 272 p. - ISBN 0-521-46226-6.
  • Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia = L’Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. - Rutgers University Press, 1970. - 687 p. - ISBN 0813513049.
  • The Cambridge history of Iran. - Cambridge: Cambridge University Press, 1968. - Т. 5: The Saljuq and Mongol Periods. - P. 340-352. - 762 p. - ISBN 521 06936 X.

Ссылки

  • Amitai R. Hulagu khan (англ.). Encyclopædia Iranica (15 December 2004). Проверено 19 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  • Venegoni L. Hülägü"s Campaign in the West (1256-1260) (англ.). Transoxiana. Journal Libre de Estudios Orientales. Проверено 19 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.

ближневосточный поход монголоведение



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.