Эпизоды из жизни имама шамиля. Имам Шамиль: герой или предатель? История рождения Али

Шамиль - имам Чечни и Дагестана.

Шамиль родился в июне, 26-го числа, в 1797 году. Родился он в селении Гимры.

Будучи ребёнком, Шамиль очень часто болел, но начал выздоравливать и даже расти после того, как его первое имя «Али» заменили на «Шамиль».

Шамиль имел такую силу, что никто из сверстников не мог победить его ни в прыжках, ни в беге, ни в борьбе - Шамиль одерживал вверх всегда! Ходят легенды, что, если Шамиль видел на улице ишака, нагруженного дровами, то просто перепрыгивал через него.

С самых юных лет дядя Шамиля по материнской линии учил его читать Коран. А когда тот достиг возраста 10-ти лет, мальчика был отправлен в медресе на дальнейшее обучение.

Шамиль был очень храбрый, смелый и решительный. Об этих его качествах знали все, поскольку проявлялись они в любом его действии. Однажды,когда Шамилю в конец надоело видеть отца дома пьяным (а тот любил приложиться к бутылке), то он прямо сказал ему, что, если он вздумает ещё хоть раз выпить вина, то его сын в то же день бросится со скалы прямо в реку. Отец отлично знал характер мальчика, а потому, пить немедленно бросил.

Рассказывают, что с ним б ыл и такой случай: в то время, когда он учился в медресе в ауле Кудуль, к нему подошёл человек. Звали его Мазулав. Он сказал Шамилю: «Слышал я, что ты являешься самым сильным борцом среди всех койсубулинцев. Я желаю это проверить. Давай поборемся и удостоверимся, кто же из нас сильнее!» На что Шамиль ему ответил: «Оставь меня в покое, у меня нет никакого желания с тобой драться!» Но Махулав отнёс сказанное на испуг Шамиля и начал дразнить его, не прекращая.

Друзья сказали Шамилю о том, что тот не отстанет, пока не получит желаемого. Подумав, Шамиль согласился.

Поднявшись на плоскую крышу мечети, Махулав и Шамиль бросились на друга и начали драться. Махулав схватил Шамиля за пояс, после чего ударил его в грудь своей головой! Но Шамиль крепко держал Махулава за его рубашку, не отпуская, хоть удар Махулава был так силён, что после него у Шамиля затрещали кости.

Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол, наступил коленом ему на живот, после чего сказал: «Если ты мужчина, вставай!». Махулав так и не сумел подняться, пока Шамиль не сошёл с него. После этой драки Шамиль болел целый месяц - сказался удар по груди.

Однажды, Шамиль и его друг Газимухаммад разговаривали на тему плавания. Газимухаммад сказал Шамилю о том, что в их ауле никто ещё не сумел переплыть то место, где сливались две реки - настолько силён там был водоворот. В том месте воды сильно бурлили, и там был водоворот.

Шамиль сказал: «Я смогу переплыть на ту сторону». «Хоть ты и хороший пловец, однако сможешь ли ты выбраться из водоворота?» - спросил его Газимухаммад. А Шамиль ему ответил: «На всё это воля Аллаха. Суждено мне - переплыву. А нет - погибну»

Шамиль. Газимухаммад и позванные сверстники отправились к реке. Там Шамиль снял с себя всю одежду и смело бросился прямо в воду! Прямо в водоворот.

Долго бился Шамиль с потоками воды, попадая то в один, то в другой. На некоторое время он вырывался из водоворота и плыл к берегу, но всякий раз сильное течение, производимое водоворотом, тянуло его обратно.

В какой-то момент Шамиль и вовсе исчез из виду.

«Мы лишились своего друга» - растерянно произнёс Газимухаммад.

В этот самый момент, Шамиль, будучи под водой и почти потерявший последнюю надежду, начал читать шахаду. А потом, он собрал в кулак все последние, оставшиеся у него силы и всё же доплыл до берега! Все свидетели его победы были восхищены этим торжеством силы человека, и его веры.

Шамиль старался радовать свою мать. Она была им очень довольна, всегда просила Аллаха: «Возвысь моего сына, сделай его тем человеком, который занимает высокий уровень» И уже пребывая в статусе имама, Шамиль нередко говорил: «Скорее всего, Аллах принял молитвы от моей матери»

Когда Шамиль был ещё пока что мутаалимом, он находился в мечети другого аула. Дело было в месяц Рамадан. В руках у каждого из муталлимов было толокно - по три комочка у каждого. Они получили его в виде саадака.

В то же время, в ту же мечеть вошёл нищий человек и начал просить еды. Однако, никто не захотел давать нищему человеку ту еду, что он приготовил для себя на ранний завтрак перед днём поста. А Шамиль подошёл к человеку и отдал ему толокно.

«Да возвысит твою ступень Аллах!» - произнёс благодарный нищий.

Уже будучи имамом, Шамиль нередко говорил, что этот нищий мог быть никем иным, как Пророком Хизри (мир ему!).

Есть и другой случай. Однажды, Шамиль со своими сверстниками отправился в аул, который находился далеко в горах, чтобы учится в медресе, находящейся там. На ночлег они все остановились в мечети. У них не было тех условий, которыми обладают современные люди - гостиниц, и прочего.

Прошло некоторое время, и один из его друзей отметил, что Шамиль встаёт и куда-то выходит за два часа до утреннего намаза. Когда он рассказал об этом другим ребятам, то они решили проследить за Шамилем, чтобы выяснить - куда он уходит и зачем он это делает.

Поначалу, они решили, что он завёл себе девушку, влюбившись в неё.

Когда пришло время, то все мутаалимы легли спать, словно ни в чём не бывало. Но каждый только притворялся спящим и не спал. Все ждали, когда Шамиль опять поднимется и куда-то пойдёт. Так и произошло. Шамиль вновь куда то встал.

Как только Шамиль поднялся и куда-то пошёл, все немедленно поднялись и отправились вслед за ним.

Шамиль отправился к полуразваленному дому и зашёл в него. Не далее, чем через несколько минут, он вышел оттуда с несколькими кувшинами, отправился к роднику. Там он наполнил их и пошёл обратно, занёс их в дом. Прошло полчаса. Шамиль вышел из дома и направился в сторону мечети.

Его товарищи были полны подозрений и сомнений. Они думали, что в доме находится возлюбленная Шамиля. Желая изобличить и пристыдить своего товарища, они вошли в дом, намереваясь найти там возлюбленную Шамиля. Но нашли там старуху, которая едва-едва ходила по комнате. Их изумлению не было предела!

В итоге, дело оказалось так: приехав в село, Шамиль первым делом выяснил, кому здесь требуется помощь. Его привели к всеми покинутой старухе. И, выяснив, что здесь живёт одинокая, всеми покинутая старуха, он взялся помогать ей - убираться в комнате, а также приносить воду каждую ночь.

У старухи уже давно не было ни детей, ни родственников, ни кого-либо ещё, кто бы мог ухаживать за ней. И Шамиль всё это время восполнял заботу о ней со стороны её возможных родственников, которых не было у старухи.

Будущий имам втайне от всех ходил к этой старухе, ухаживал за ней, убирался, после чего возвращался в мечеть, обратно. Вот таков был Шамиль ещё в самом юном возрасте, до своего становления имамом.

Шамиль был чрезвычайно остроумен и красноречив. Как рассказал о нём разумный и сообразительный Мухаммад Касыр (что означает «короткий») Эндиреевский Мухаммад Карахскому следующие слова: «Русские, а именно их начальство желает проявить уважение Шамилю. Они хотят возвеличить его, не хотят сделать его презренным и унизить. Тому имеется следующее доказательство: Между мною, а также князем Чавчавадзе состояние дружбы. И однажды, после того, как уехал Шамиль к русскому царю, мне удалось посетить своего друга - князя - а также встретить там учёного, который ранее был приближённый у того же Шамиля, заменявшего его. Чавчавадзе меня усадил подле себя и положил мне руку на плечо. После чего спросил: «Ты не спросишь о своём приятеле Шамиле?» Ответил я: «Я не знал, что ты бывал у него, поистине» Он сказал: «И я не был у него, однако до меня дошли слухи о нём». И учёный рассказал, что Шамиль в последнее время, в состоянии глубокой старости, начал стареть и слабеть умом.

Чавчавадзе так и заявил: «В России в наше время широко распространено мнение о том, что ум Шамиля совершенен, а храбрость безгранична. А иначе и быть не может, ведь Шамиль вытерпел двадцати пятилетнюю борьбу с царизмом, и русский царь этого не выдержал, после чего принял решение идти на мировую!»

Упомянутый здесь же Мухаммад Касыр говорил о том, что тот же Чавчавадзе говорил и рассказывал ему про разговор с Шамиля и архиерея. А ведь архиерей - это один из самых великих монахов. И Чавчавадзе сказал: «Архиерей выше у нас, чем даже царь»

И вышло так, что, в процессе разговора, Шамиль спросил у архиерея: «Разве заменять предшествующие предписания от пророков не в обычае Аллаха заменять предписаниям пророка, который пришёл после? Ведь заменены была определённые скрижали другими. Предписание скрижалей была также заменено Торой от пророка Моисея (мир ему), а та же Тора была в свою очередь заменена Евангелием» И Архиерей ответил: «Конечно, это всё так». Шамиль продолжил: «И почему же Вы не можете признать замену Евангелия Кораном?» И далее он сказал: «Эту тему мы оставим, но принесите мне Евангелие, которое написано на арабском». Ему принесли экземпляр. И, когда Шамиль прочитал Евангелие, то он сказал: «Евангелие запрещает свинину, вино и прелюбодеяния. Вместе с тем, Вы не поступаете с ним сообразно!»

Чавчавадзе сказал: «Следовало ли Шамилю говорить эту речь столь уважаемому человеку, и неужели в Коране нету того, что не исполняете вы?»

«Да» - признал учёный. - «В Коране есть вещи, которые мы не исполняем»

Но я же сказал: «Мы делаем предписания Корана. Мы молимся, платим закят, держим пост в священный месяц Рамадан, а также воздерживаемся от нечестивости и прелюбодеяния. В том же случае, что выпьет пьющий, либо украдёт укравший - то это только от их личной порочности».

Чавчавадзе сказал. Положив руку мне на плечо: «Мухаммад, ты обвиняешь меня в этом».

То же самое сообщения излагают по-другому. Об этом писали и в русских газетах, приходивших к Темир-Хан-Шуру. В них говорилось о том, что архиерей пригласил в итоге Шамиля в гости в свой дом, вместе с русским царём.

Шамиль нашёл архиерея дряхлым стариком, спросил его: «Нет разве у тебя жены?»

«Нет, ответил архиерей. Пророк Иисус не женился, я же следую за ним»

Посмотрел Шамиль - дом архиерея был уставлен золотом, серебром, лампадами и сосудами.

«Разве дом Иисуса был уставлен золотом и богатством?» - спросил он архиерея.

«Нет» - отвечал тот.

«Так почему же ты следуешь за пророком только в одном безбрачии, однако избегаешь следования за ним во всём, что касается богатства?»

Архиерей смутился и замолчал.

Имам Шамиль, третий имам Чеченских и Дагестанских земель, ушёл из этого мира 4-го февраля 1871.

До своего пленения в 1859 году имам Шамиль оставался непреклонным противником Российской империи. Он до сих пор остается символом независимости Кавказа. О его роли спорят историки, а режиссеры снимают фильмы.

ШАМИЛЬ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

К середине 50-х годов XIX века имамат Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности ".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.

ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

Пленение Шамиля и фактическое окончание боевых действий в Чечне и Дагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напрямую отразилось на неподконтрольном Шамилю побережье Черного моря. Кавказская война , самая продолжительная война России в XIX веке, подходила к концу.

Европу беспокоила раздутая до невероятных размеров угроза проникновения России в страны Среднего Востока. Австрийский посол в Лондоне отозвался кратко: "Теперь дорога в Азию открыта (для России)". Ряд представителей британских деловых кругов даже указал королеве Виктории на измену Шамиля, "защищавшего доступ России к Азии ". Примечательно, что после 1859 года боевые действия на Северо-Восточном Кавказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье Черного моря вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивления горцев России пришлось столкнуться с особо жестким противодействием Англии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

ШАМИЛЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Образ Шамиля нашел отражение в художественной литературе, в солдатских песнях Кавказской войны, живописи. Не обойден он и кинематографом. Шамилю, при относительно небольшом количестве кинопроизведений по Кавказской войне, посвящены три исторических художественных фильма. Первый был снят на "Мосфильме" в 1992 году и, несмотря на отдельные огрехи является классическим историческим фильмом, задумывавшимся как часть трилогии об одной из центральных фигур Кавказской войны. Он охватывает период от гибели Кази-Муллы в 1834 году и до и установления имамата Шамиля.

Снятое 17 лет спустя на киностудии "Дагестан" продолжение "Последний бой имама" по сути является не историческим фильмом, а полным абсурдом, начиная изображением исторических деятелей и до элементарных батальных сцен. Короткая лента повторяет сюжет предыдущего фильма на новый лад, касаясь лишь гибели Кази-Муллы, а личность Шамиля скрывается за полосой не связанных с ним событий и явлений.

Последняя попытка показать образ Шамиля также была сделана на киностудии "Дагестан", в 2012 году. Фильм "Последняя битва" выглядит не столь абсурдным, как предыдущий, наделен элементами компьютерной графики, но вновь оказался слабым с исторической точки зрения и посвящен падению в 1859 году последнего оплота Шамиля - аула Гуниб. Шамиль также является героем итальяно-французского фильма "The Cossacks", снятого в 1960 году. Роль Шамиля исполняет британский актер Эдмонд Пьюдом.

Кавказской войне

Нравственные уроки кавказской войны

Рассказывают, Однажды царь спросил Шамиля : " Если бы ты знал, что моя страна такая огромная и сильная, ты воевал бы против нее 25 лет?" Шамиль ответил ему таким же вопросом: "А если бы Вы знали, что Вы воюете с таким маленьким народом, с такай маленькой страной, Вы воевали бы 25 лет?"

В 1997 году народы праздновали 200-летие со дня рождения имама Дагестана и Чечни Шамиля. И трудно представить себе историческую личность, образ которой так часто низвергался бы и возносился, как образ этого великого человека и гражданина. Равнодушным он никого не оставил. Такова энергетическая природа личности Шамиля. Но времена меняются, с их высоты более отчетливо просматривается то, что нельзя было увидеть раньше. Нельзя жить только прошлым и его оценками. Героизм имама Шамиля, его образ священны для горцев, ибо он, будучи представителем малочисленных народов, продемонстрировал всему миру высокий пример защиты национального достоинства. Однозначно одно: он не был врагом России. Он был лишь патриотом Дагестана, Чечни, Кавказа в целом, а впоследствии - верноподданным и другом России.

Многие видные военные и политические деятели России выступали против покорения Кавказа силой оружия. Это были сторонники торгово-экономического и культурного влияния на Кавказе. Даже генералы не были единодушны в оценке политики царского самодержавия на Кавказе. Генерал-фельдмаршал Милютин, в частности, говорил, что надо совершенно изменить образ действия русских на Кавказе: не применять насилие, не посягать на обычаи и образ жизни, а убедить горцев, что Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края суть единственная цель ее устремлений. В одной из своих статей он писал о вреде применения оружия, предлагал строить взаимоотношения на базе экономического и культурного общения. Особенно подчеркивалась при этом культурная самобытность народов Кавказа. Известный публицист Ясин-Иванов, как и многие другие просветители, выступал за культурно-экономическое сближение горцев с русскими на Кавказе. И таких примеров много. Во времена Шамиля война с горцами оценивалась многими в России как вредное и тяжелое бремя для русского народа.

Может быть, трагедия имама Шамиля, причина неадекватности его образа в истории состоит в том, что он был представителем малочисленных народов? Или в том, что судьбой ему предначертано было воевать именно с Россией, а не с Турцией или еще с кем-то? В этом случае его имя в нынешней России, в нашем общем Отечестве, понятно, звучало бы по-другому. Во всяком случае это одна из причин противоречивых оценок его борьбы.

Те, кто пренебрежительно относятся к личности Шамиля, его образу и борьбе, видимо, не всегда руководствуются истиной. Приведу такое известное высказывание: "Если мы сами рабы, для нас не может быть героев". Думаю, именно в этом природа подобных фальсификаций. Есть люди, которые желают представить дело таким образом, будто имам Шамиль - олицетворение дикого, фанатичного и кровожадного народа, жаждавшего крови русских солдат. Об этом говорили многие, начиная с тех, кто находился в постоянном шовинистическом угаре ненависти к другим народам во времена имперской России, и кончая советскими ненавистниками народов типа Берии и Багирова. Я не говорю уже о современных горе-ученых и писателях вроде Виноградова и Пикуля, которые тенденциозно, а порой и оскорбительно характеризовали горцев, имама Шамиля. Подобные оценки, к великому сожалению, имеют хождение до сегодняшнего дня. Тем самым реанимируются поверхностно- однобокие представления о Кавказской войне . Нельзя не видеть и однозначной идеализации образа горцев, имама Шамиля и некоторыми выходцами из Кавказа - журналистами, писателями, псевдоучеными. Посылка такая: имам Шамиль - национальный герой, а у героев, как известно, недостатков не бывает.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Имам Шамиль был человеком. И этим все сказано.

Для прогрессивных мыслителей, военных и общественных деятелей России и многих других стран имам Шамиль, освободительная борьба горцев Кавказа однозначно и ясно раскрыли самобытную красоту и богатство культуры народов Кавказа. А. Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов , Лев Николаевич Толстой , Александр Бестужев Марлинский и многие другие великие сыны России, которые были на Кавказской войне, выражали свое восхищение имамом Шамилем и горцами Кавказа. Они называли воюющий с Россией Кавказ страной любви в отличие от тех "патриотов", которые представляют даже сегодня Кавказ как "страну ненависти" и тем самым толкают сынов различных национальностей России в пучину новых войн. Так восхищаться противником, с которым пришлось воевать, могли только люди, которые олицетворяли духовное величие России, ее высокую нравственность. Нравственный урок Кавказской войны должен быть один - мы воевали, чтобы жить в мире и братстве. В этом - высшая правда.

Рассказывают. Будучи в плену у царя, Шамиль держался достойно. Показывая ему царский дворец, спросили: “Видел ли ты в горах такую красоту и такой высокий потолок?” На это Шамиль ответил: “Над моими горами потолок еще выше и красивее - родное небо”.

Не стану приводить слова известных деятелей многих стран, восхищавшихся Шамилем. Позволю себе лишь еще раз обратиться к воспоминаниям графини Чичаговой: "Знакомство с этой симпатичной и замечательной личностью оставило во мне навсегда самое приятное впечатление. Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдерживавшего двадцатипятилетнюю войну с могущественной Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необходимой, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли; удивлялись его мужеству, его обширному уму. В газетных статьях о Дагестане Шамиля признавали за гения мусульманского мира, называли его человеком добродушным, справедливым, щедрым на милостыни, бескорыстным до незнания счета деньгам, чуждым хитрости!"

Это русская женщина оценивает человека, сражавшегося против российских войск. Рядом с такими оценками всякого рода измышления и оскорбления в адрес имама Шамиля выглядят жалко и неубедительно. И в наше время экологических и нравственных катастроф крайне важно сохранить ледниковую чистоту и родниковое начало национального достоинства. Это относится и к Дагестану, и к Чечне, ко всему Кавказу и России. И лучшим стимулом может послужить образ такого человека, как Шамиль, который стал частью не только кавказской, но и российской истории. Нравственный урок Кавказской войны в том. чтобы не использовать войну для унижения и оскорбления человека и народа.

Как мужественный и мудрый человек, имам Шамиль осознал гибельность дальнейшего продолжения войны для своего народа, смог на последнем этапе принять решение о ее окончании. Имам Шамиль не был националистом или сепаратистом в современном понимании этих слов. Он защищал свой народ, самостоятельное государство, честь и достоинство народов Кавказа, воевал против оскорбительного бесчинства царской военной администрации. Тогда Дагестан формально, да и фактически, еще не находился в составе России.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Нынешняя Россия, к сожалению, недостаточно знает Кавказ, плохо знает имама Шамиля.

Конфликты возникают от незнания, от неприятия друг друга. Имам Шамиль - не просто воин, а крупный государственный деятель и мыслитель своего времени. Для горцев, дагестанцев имам Шамиль - это Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Кутузов и Петр Первый . При этом мы, дагестанцы, во всяком случае те, кого знаю я, с величайшим уважением относимся к великим людям России, знаем и чтим их. Соответственно и дагестанцы вправе ожидать такого же отношения к их свободолюбивым предкам. Надо все уравновешивать, негоже низвергать истинных героев и восхвалять героев ложных. Именно так следует учиться смотреть на лидеров других народов и государств. Оскорбительные сравнения и нападки недостойных и невежественных людей на имама Шамиля крайне негативно воспринимаются на Кавказе, и особенно в Дагестане. Отвергая Шамиля, мы тем самым усиливаем негативный потенциал тех, кто хочет вражды между братскими народами России.

Составитель проекта об "успокоении дагестанских племен" Николай Бирон писал: "Надо признаться, что Шамиль есть величайший гений, какого когда-либо производил Кавказ". И гениальность эта заключалась не только и не столько в его полководческих успехах, которые позволили ему четверть века при ограниченных ресурсах противостоять одной из самых сильных в мире армий, сколько в его широчайшей реформаторской деятельности, затрагивающей все стороны дагестанского общества . Эпоха Шамиля - яркая страница государственного строительства Дагестана, качественно нового уровня цивилизационного развития на Кавказе. Шамиль своей борьбой, своей жизнью не оттолкнул Дагестан от России, а приблизил его к ней.

Шамиль, создавая государство горцев - имамат , в своей борьбе руководствовался Кораном и хадисами пророка, которые применял с учетом национальных особенностей Дагестана, с учетом исторических задач, стоящих перед его народом, перед его родиной, а не из чувства фанатизма. Он в своей борьбе решал в большей степени важнейшие социально-политические задачи. Борьба с российским самодержавием лишь мешала ему в этом.

Можно с сожалением отметить, что навязанная горцам Кавказа жесточайшая война не дала возможности в полной мере воплотить идеи государственного строительства, которые разрабатывал и внедрял имам Шамиль в самые тяжелые годы. Он хотел создать единое дагестанское государство . Если Россия регулировала бы свои отношения демократическим путем, то она получила бы в подданство достаточно дружественное государство. Думаю, что государства, где феодальная власть была бы фактически уничтожена, на Востоке еще не было. Да вряд ли это было возможно тогда и в Дагестане. Но реальные процессы к этому вели, хотя исторические условия еще не сложились. И Шамиль был во главе этих процессов.

Рассказывают. При встрече Шамиля с российским императором тот сказал ему: "Как же ты мог воевать против такой огромной страны в течение 25 лет?" На это Шамиль ответил: "Я всегда спал на пуховой постели, ел только мед и масло и через каждый месяц брал новый конец одеяла". Удивленному императору, что такое мог себе позволить дикий горец во время войны, Шамиль пояснил: "Я всегда ложился спать смертельно усталым, поэтому, хоть я и спал на земле, положив под голову камень, мне казалось, что я лежу на пуховой постели. Ел я, только сильно проголодавшись, когда любая пища казалась мне медом. Только соскучившись, шел я в комнату жены, и она мне казалась невестой. Только очень усталый и измученный садился я на коня. И любой конь был для меня мягок, как покрытое одеялом сиденье".

Имам был одновременно политическим, военным и духовным вождем. Он беспощадно ломал многие патриархально-феодальные традиции обустройства жизни дагестанского общества, старался возрождать на основе шариата наиболее ценные, традиционные атрибуты горской демократии и права. Он строил свое законодательство на принципе абсолютной свободы и равноправия людей, равенства всех перед законом и Аллахом. Он не только создал государство Имамат в Дагестане и в Чечне , но и стремился к государственному объединению всех народов Кавказа. При этом, объединяя многие народы и племена в своем государстве, Шамилю удавалось наладить между ними нормальные отношения. Имам Шамиль жестко пресекал случаи межнациональных распрей и конфликтов. Он любил говорить, что на Кавказе есть разные языки, но нет разных народов: мы все горцы, дочери и сыны этих вершин, говорил он.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Царское самодержавие навязывало свои порядки взаимодействия культур, языков и традиций народов Кавказа, противопоставляя их по национальному и религиозному признакам.. В военно-политических целях использовалось казачество. В основном это были в прошлом беглые крестьяне, впитавшие в себя дух свободы и воинственности Кавказа. Исторически казаки постепенно входили в жизнь горцев, налаживалась определенная система их взаимоотношений в хозяйственной и культурной жизни . Но при этом царское самодержавие с активизацией своей политики на Кавказе стало постоянно стравливать казаков и горцев, придавая первым изначально несвойственные им полицейско- карательные функции.

Подчеркиваю, что ядро казачества сформировалось на юге России еще до прихода сюда царского военно-политического режима. Казаки и горцы нашли приемлемые формы взаимодействия и хозяйствования. После упразднения на Кавказе должности военного наместника постепенно стали создаваться новые военно-административные управленческие традиции. В Петербурге был издан указ об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом. Этот указ от 21 марта 1888 года был направлен на то, чтобы усилить военно-административное управление краем, и главной задачей было "восстановление у казаков боевого духа и военных привычек". В канун XXI века в России опять кто- то хочет этим заняться. И как здесь не сказать: люди, остерегайтесь ступать на уже пройденную однажды трагическую тропу.

Казаки действительно занимались хозяйством, принесли много нового в жизнь Кавказа, стали налаживать сотрудничество с местным населением. Но это было невыгодно для военной администрации на Кавказе, и власти начали постепенно отменять возникшие там элементы гражданского самоуправления. Их и надо восстанавливать сегодня, а не возрождать "боевой дух и военные привычки". В то время управление горцами было передано в подчинение военного министерства и установлено военное казачье управление во главе с наказными атаманами и начальниками областей. Соответственно создавались разные условия для жизнедеятельности на Кавказе казаков и горцев, христиан и мусульман. Все управление было передано в руки казачьих атаманов, которым были предоставлены широкие привилегии. Привилегии зачастую оскорбительные, в том числе для самих казаков, противоречащие сути созидательных, культурных традиций казачества, содержащие опасный конфликтный потенциал. Надо тем не менее понять, что это были методы другой эпохи, другого государства. Ныне казакам необходимо вернуть свою самобытность и полную защйту, где бы они ни проживали. Казаки и горцы давно побратались, и не надо их вновь сталкивать. Трагедии в Чечне одинаково будоражат горцев и казаков. И после этого понятно, что казаки и горцы ищут шанс самосохранения, защиты. Но лучшая защита - жить, объединясь друг с другом в понимании и сотрудничестве.

Шамиль жил в условиях военного времени и был вынужден формировать весьма жесткую структуру власти, но вместе с тем он сохранял структуру гражданского общества. Исполнительная и судебная власть, административное деление и управление были достаточно эффективными. Наибов, судей (кадиев) и других лиц имам назначал, руководствуясь исключительно их моральными, деловыми качествами. Он всячески поощрял развитие промышленности и торговли, построил эффективную централизованную финансово-налоговую систему. Систематически собирались съезды алимов - ученых и религиозных авторитетов, на которых решались наиболее важные военные и государственные вопросы. Совет (диван-хана) при Шамиле собирался ежедневно, кроме пятницы. Заседание Совета проходило весьма демократично. Он утверждал указы (низамы), положения, регламентирующие все стороны жизни имамата. Имамат стал уникальным государственным образованием на Кавказе и в целом на Востоке. Были даже министерства по науке, по делам христиан и веротерпимости. Религия и политика, шариат и закон тут переплетались теснейшим образом. И нельзя забывать, что все это делалось в обстановке постоянно ведущейся войны.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Первейшей функцией государства было управление сообществом народов, исходя из принципов свободы, равенства и справедливости. Насущные вопросы жизни общества решались на джамаатах демократическим путем. Для решения самых сложных вопросов созывался съезд представителей всех народов имамата. Но сохранялось жесткое единоначалие под руководством имама.

Свою "блистательную эпоху" (Н. Добролюбов) военных побед имам Шамиль обеспечивал хорошо организованной армией, которая состояла из пехоты, конницы и артиллерии. Артиллерия главным образом собиралась из трофеев, а потом с помощью русских перебежчиков было налажено собственное производство пушек. Армия в лучшие годы достигала до 50 тысяч человек и, конечно, тяжелым бременем ложилась на плечи и без того бедно живущих горцев. В армии были знаки отличия и целая система наград. Проявившему трусость пришивался особый знак на рукава или спину. И снимали его только после проявления храбрости. Все военные операции имам Шамиль проводил на основе тщательной подготовки и разведывательных данных.

Во многих частях Кавказа были наибы Шамиля. Назначая наиба, Шамиль наставлял: порядок и законность начинаются с себя и своих близких, а потом уже их нужно требовать от других людей. Ничто так не развращает народ, как бесконтрольная и безответственная власть. Шамиль подбирал своих наибов по принципу честности и неподкупности, хотя найти таких людей было непросто. "Человек не может править другими людьми, если не превосходит их мужеством, знаниями и нравственностью",- любил повторять Шамиль. Таковы были его требования к себе и другим.

Основные моменты жизнедеятельности человека и почти все правоотношения в государстве Шамиля строились на основе норм шариата. Надо отметить, что законы шариата составляют конституционно-правовую основу некоторых современных государств, но они сильно адаптированы к современности. Поэтому, видимо, они не мешают их цивилизованному, культурному и научно-техническому развитию. Более того, путем органичного единства духовно-нравственная жизнь ряда таких сообществ на порядок выше, чем во многих других государствах. Сегодня, конечно, находясь в одном правовом пространстве с Российской Федерацией, невозможно однозначно руководствоваться нормами шариата, но местное нормотворчество возможно. В большей степени они должны быть нравственными нормами, а не законом. Шамиль вовсе не относился догматически к нормам шариата, а применял их, учитывая широкую базу обычного права горцев, задачи того периода дагестанского общества.

Добролюбов и другие русские революционеры-демократы выступали за доброжелательные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа. Добролюбов подчеркивал, что все те, кто не умеет отделить русское правительство от русского народа, ничего не понимают. Он подвергал резкой критике всеху кто именовал горцев хищниками, изуверами, необузданными фанатиками. Он говорил: "Возникновение движения - это не выражение вражды между мусульманами и христианами, а действия отдельных узурпаторов". Статья Добролюбова "О значении наших последних подвигов на Кавказе" убедительно доказывала, что движение горцев возникло прежде всего на местной социально- экономической и политической почве, подчеркивала, что не русский народ, а самодержавие осуществляет на Кавказе насилие. Добролюбов говорил о необходимости гуманного и справедливого управления делами других народов. Он выражал братскую поддержку нерусским народам, которые не хотели порвать с Россией, дорожили дружбой, говорил о необходимости объединения в одном едином государстве русских и нерусских, близких по духу, воспринимал настоящий патриотизм как проявление любви к человечеству, которая исключает неприязненное отношение к отдельным народностям. Чернышевский также выражал симпатии горцам, однако осуждал жестокости, которые допускал Шамиль в Дагестане и Чечне.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Известно, что российские феодалы потратили более 150 лет на внедрение в России крепостничества. Свободолюбивый дух русского народа велик. И вот почему такое сочувствие русских к борьбе горцев. Свободные крестьяне-уздени были вынуждены резко протестовать, когда чиновники царской военной администрации стали относиться к ним как к крепостным в России. Целые джамааты выражали свое недовольство, а местные феодалы истолковывали это как выступления против русских и вместе с царской военной администрацией жестоко усмиряли горцев. Все это провоцировало горцев оказывать местным феодалам и военным достойное, организованное сопротивление.

Для свободного горца призыв к газавату был понятнее, чем репрессивные директивы Ермолова .

Честь и достоинство даже самый простой крестьянин ставил в горах выше своей жизни. Прекрасно чувствуя настроения людей, Гази-Магомеду и Шамилю пришлось прежде всего бороться против своих ханов и феодалов, пересмотреть ханские порядки, когда подчиненный снимал шапку перед начальством. В горах "устроилось совершенное равенство" (Р. Фадеев). От Шамиля бежали в свое время Ахмед- хан Мехтулинский, Эрпелинский правитель Уллубий, беки Казикумухского ханства, шам- хал Тарковский и многие другие феодалы. Им удавалось вернуться в свои владения только вместе с царскими войсками. Возвращаясь, они возобновляли поборы, взятки, похищение девушек, издевательства и т. д. Война всегда развращает часть народа.

Именно к этой части Шамиль был жесток. Но он был жесток к бездельникам, бандитам, предателям и трусам. Грузины рассказывают, что Шамиль однажды сказал в адрес предателя: "Ты знаешь, что тебя ожидает?" - "Нет", - ответил тот. "От меня - смерть, от Аллаха - ад, от мусульман - презрение".

При всех недостатках, жестокостях важно понять самое существенное: в государстве имама Шамиля горец провозглашался свободным человеком. Тут были отменены многие феодальные подати и повинности, что было привлекательным для народа. Шамиль отменил рабство. Социальная политика и свобода личности в имамате Шамиля были на порядок более прогрессивными, чем это было в России и ряде феодальных владений Кавказа. Многие исследователи пишут о тяжелом положении горцев в имамате Шамиля. Они будто забывают, что шла жесточайшая война. Многие горские семьи оказались на грани голодной смерти. Да и сам Шамиль не благоденствовал, не строил дворцов. Он сказал, что вынужден был прекратить войну, потому что горцы стали есть траву. За 25 лет борьбы Шамиль предпринял много шагов, чтобы достойно завершить неравную и кровопролитную битву. Он завершил ее, по сути, пожертвовав многими своими принципами во имя спасения своего народа. Таковы исторические реалии.

Особое место в раскрытии психологии этой войны, характера горцев принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Он - за добровольные, добрососедские отношения и дружбу между русским и кавказскими народами. "Не знаю - писал Толстой, - является ли Кавказ страной вдохновения, но он, несомненно, страна любви". В своем дневнике 1854 года Л. Н. Толстой оставил такую запись: "Я начинаю любить Кавказ хотя и посмертной, но сильной любовью". Толстой показал сложные взаимоотношения между Шамилем и Хаджи-Муратом , между Шамилем и Николаем I. Простой солдат Прокопенко говорит: "Горцы - самый геройский народ. Да и то треба сказать: он свою ридну землю, свое ридне гниздечко оберегав. Якщо по правди сказаты, то его тут правда була, не наша". Казаки, писал Толстой, борются, но вместе с тем уважают горцев и хотят наладить с ними добрососедские отношения.

Таков еще один урок этой войны. И эти уроки нужны для мира и добра. В сегодняшнем и вечно едином Отечестве, в котором Дагестан занимает и должен занимать достойное место.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Война шла по своим законам, но и жизнь не прекращалась. Мирных русских не встречали как врагов. Рассказывают, что, когда пришла пора солдатам оставлять после зимних квартир селение, горцы провожали их более пяти верст, везли хлеб, мед, молоко и с истинным сожалением расставались с русскими. Так что была не только вражда, было и взаимопонимание в тех случаях, когда русские солдаты вели себя уважительно к местным жителям.

В 1857 году Шамиль писал французскому послу в Стамбуле: "Ученые и почетные лица просили меня обратиться к державам с ходатайством, чтобы во имя человечности они положили конец этим беспримерным в истории жестокостям... мы находимся на исходе сил... у нас нет оружия, ни всего необходимого для продолжения войны ". Только величайший талант и государственная мудрость имама Шамиля позволили ему долгие годы оказывать достойное сопротивление. Главным образом он опирался на поддержку народов Дагестана и Чечни. Шамиль стремился консолидировать Кавказ, напомнить своим соседям и братьям об общности судьбы, обычаев и традиций, о достоинстве сынов гор Кавказа. Главнокомандующий генерал Нейд- гардт докладывал военному министру в Санкт- Петербург о том, что "весь Дагестан принимает живое участие в успехах Шамиля". Феодалы старались помогать своим новым хозяевам и создали отряды из "мирных" горцев для борьбы с Шамилем . Но нередко милиционеры из этих отрядов тут же переходили на сторону имама. Симпатизировали ему кабардинцы, адыги, хотя около 200 кабардинских феодалов и получили награды "За отличие в военных действиях против Шамиля".

Обращаясь к черкесам, имам писал в 1845 году: "Не бойтесь, не унывайте, ибо вы высоко еще стоите. Не склоняйтесь на богатства, которым враги владеют, и не давайте веры тем отступникам среди вас, которые предпочитают неверных своим братьям правоверным из опасения, чтобы вас не постигла жалкая участь!" Но Кавказ не был един. Многое разобщало этот край. И соответственно мешало и царской администрации налаживать диалог с мелкими правителями.

Нередко репрессивные методы политических режимов просто называли "усмирением", а горцев - "шайкой разбойников", "извергами", "бандой необузданных варваров". Причину войны видели в "привычке горцев жить войною". Выступали с подстрекательскими проповедями вроде "упорного варварства" кавказцев.

Эти благоглупости эксплуатируются по сей день теми, кто не в состоянии понять, что культура России, ее великая доброжелательность - антиподы завоевательским амбициям рьяных политиков и генералов.

Нам нужен мир для созидания единого Отечества. И главный исторический урок всей этой войны только в стремлении сделать все для укрепления единого Отечества, а не в желании сохранить "набеговое производство", которое осуществлялось ими.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Горцы создавали веками вовсе не "набеговое производство", а высочайшую культуру металлургии, ремесленничества, производства зерна и развития животноводства. Чтобы понять все это, надо прочитать не только генерала Ермолова , но и Карамзина, Соловьева, Услара, Крачковского и Вавилова, побывать в горах и пройтись по тамошним тропинкам, пообщаться с людьми, посмотреть на их натруженные руки, уникальные террасы земледелия, сады и огороды на склонах гор.

Во время Великой Отечественной войны имя Шамиля звучало патриотически. Была даже танковая колонна "Шамиль". Но закончилась война, и уже в 1947 году некий ученый Аджимян X. Т. выступает со статьей "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В очередной раз реанимировался старый тезис колонизаторов о том, что не царское самодержавие, а горцы с помощью Турции и Англии инспирировали войну. Была развернута кампания с целью доказать, что движение горцев было реакционным. Шамиль и Дагестан обвиняются в том, что их сопротивление ослабляло Россию. Аргумент достаточно смешной и одновременно грустный.

В подкрепление подобных "идей" в 1953 году в Тбилиси был составлен и издан специальный сборник "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". Вот так, однозначно.

В книгах подобного рода исподволь разжигается межнациональная рознь. Древнейшие народы с великими культурными и нравственными традициями, создавшие тысячелетие тому назад свою государственность и развитые формы горской демократии, представлены в таких "исследованиях " как народы, веками пребывавшие в состоянии полной анархии, вольности, как "человеческое стадо ", которое при цивилизованном нашествии войск царского самодержавия было поставлено под неусыпный надзор "пастухов-мюридов " с их верховным вождем....

Скажем словами Монтеня: "Ложь - это удел рабов, а свободные люди должны говорить правду ". Ложь обычно процветает там, где есть для нее почва, а это, как правило, антинародный режим. И убеждаешься: в интересах русских и кавказцев надо чаще говорить и писать правду о Шамиле и шамилевской эпохе Кавказа. Правда, какой бы горькой она ни была, не может оскорбить память предков, если даже они когда-то воевали друг против друга. Оскорбляют память те, кто продолжают войну после мира.

Народно-освободительная борьба горцев под руководством Шамиля требует очень внимательного анализа, учитывающего все аспекты сложнейших по своей сути историко-политиче- ских реалий. Это важно, чтобы снова и снова не впадать в крайности, способные и впредь искажать или мифологизировать образ Шамиля, горцев и всей сложнейшей в своем переплетении проблематики Кавказской войны. В связи с этим, по нашему мнению, прежде всего следует учитывать:

социально-экономический и социально-этнический аспекты исторической жизнедеятельности народов Дагестана вплоть до XIX века;

самобытность, обустройство и историческое единство народов внутри Дагестана, традиции их взаимоотношений друг с другом, ориентации и идеалы;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

естественный процесс включения Дагестана, всего Кавказа в российское подданство;

колониальный характер политики царского самодержавия, бесчинства его военной администрации на Кавказе как главный фактор начала широкомасштабного военного кровопролития;

характеристику освободительной борьбы горцев и ее идеологии - мюридизма как знамени сопротивления и защиты своего отечества;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

По указанию Шамиля был составлен список всех потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – сайидов, проживающих в то время в Дагестане. В этот почётный список входили двести человек. Этим людям имам выделил долю из казны и вручил доверительную грамоту такого содержания: «Мне стало ясно, что эти люди являются потомками святой семьи. Вы всегда проявляйте уважение к ним и к их детям. Выделите положенную им пятую часть (хумс). Они из людей, избранных Всевышним Аллахом. Потому среди моих подвластных нет людей лучше них».

* * *

Жители Тушетии, жившие по соседству с имаматом, ежегодно платили Шамилю по три рубля с хозяйства за то, что их защищали от набегов горцев. Такую дань грузины издревле платили аварским ханам. Имам никогда не тратил деньги из казны ни на себя, ни на свою семью.

* * *

Одним из ближайших к имаму людей был его писарь и крупный учёный Мухаммадтахир Карахский. Однажды он отказался принять подарок от имама. Шамиль спросил: «Почему ты не принимаешь мой подарок? Может быть, ты считаешь, что это из общественной казны?» Мухаммадтахир ответил: «Нет, имам, ты преподнёс мне этот подарок как праведному человеку. А если я не окажусь праведным, то мне будет недозволенным то, что ты даёшь мне».

* * *

Имама Шамиля, посетившего высокие и красивые петербургские здания, спросили, видел ли он крыши выше и красивее этих. Без раздумий имам ответил: «Небеса над нашими горами выше и красивее».

***

В 1842 году главнокомандующим войсками на Кавказе царь назначил генерала Нейгардта. По прибытии в Дагестан генерал заявил, что тому, кто принесёт ему голову Шамиля, он даст золото, равное весу головы. Услышав об этом, Шамиль ответил: «А за его голову я не дал бы даже соломинки».

* * *

Когда до имама доходила весть о том, что войска приближаются к границе имамата, он спешно отправлял письма дагестанским и чеченским наибам, чтобы они со своими отрядами прибыли в назначенный срок в условленное место. Невзирая на зимние морозы или летнюю жару, днём и ночью спешили отряды наибов выполнить приказ имама, и объединённое войско собиралось в указанном месте. Мюриды, находившиеся в Ведено, седлали коней и, громко воспевая «Ла иляха иляллах», собирались у резиденции имама. Туда же приходили старики, алимы и дети, которые, провожая, целовали имаму правую руку.

По приказу имама казначей раздавал бедным и нищим деньги и ткани. Имам говорил провожающим: «Вы помолитесь за нас, чтобы в газавате нам сопутствовала удача, читайте зикр и раздавайте милостыню. Может, Всевышний Аллах проявит к нам милость и поможет нам одержать победу над врагом». Когда войско Шамиля проходило по улицам Ведено, слова зикра неслись до небес. «Ла иляха иляллах» звучало до тех пор, пока войско не выходило за пределы аула.

Шамиль всегда отправлял в Ведено гонца сообщить о результате боёв и дате возвращения в столицу. И весь джамаат аула Ведено выходил встречать имама, возвращающегося с газавата. 

* * *

Одни клеветники донесли имаму, что некий чабан не совершает намаз. Они хотели, чтобы имам казнил его, и овцы из его отары достались им. Имам вызвал к себе чабана и спросил: «Почему ты не совершаешь намаз?» Чабан ответил: «Достопочтенный имам, я не пропускаю ни одного намаза. Вся беда в том, что мои овцы не умеют совершать намаз».

* * *

Когда обсуждались важные вопросы на диване (совете) и его участники не могли придти к единому решению, Шамиль говорил собравшимся: «Давайте вынесение решения перенесём на завтра. Сегодня ночью мы вместе совершим намаз-истихар и завтра вынесем решение». Затем, как и говорил имам, совершали намаз-истихар и, исходя из этого выносили решение.

* * *

«По канонам вашей религии положено молиться только пять раз в сутки. А ты подряд совершаешь несколько намазов. Что это значит?» – спросили Шамиля русские офицеры. Имам ответил: «Это похоже на то, когда вы в одной комнате зажигаете множество ламп».

* * *

В Харькове Шамиля пригласили посетить цирк и аристократический бал. Увидев знаменитого горца, танцевавшие на балу нарядные дамы с полуобнажёнными телами подходили к имаму засвидетельствовать своё почтение. Когда они слишком приближались к нему, Шамиль отстранялся, произнося: «Вала хавла вала куввата иллабиллах!» Затем имам спросил офицеров, стоявших рядом: «Скажите, им не холодно?» Позже, когда имама Шамиля спросили, понравились ли ему бальные танцы, он ответил: «Вы на том свете не попадёте в рай!» «Почему?» – задали ему вопрос. «Вам рай дан на этом свете», – ответил Шамиль.

* * *

Цикл статей: «Имам Шамиль и Кавказская война »
По материалам книги Магомеда Гамзаева «Имам Шамиль »

ИМАМ ШАМИЛЬ И АБХАЗЫ

Имам Шамиль, ставший в XIX в. лидером не только вооруженного сопротивления имперской экспансии, но и возрождения Ислама среди народов Северного Кавказа, оказал значительное влияние и на Абхазию. О том, что имама Шамиля в Апсны знали и уважали говорят многие факты. Так, еще в 1837 г. генерал Розен опасался действий в урочище Дал т.к. дальцы ожидали помощи со стороны убыхов и имама Шамиля. По сообщению генерала Раевского (1840) князья Маршания посылали гонца в Дагестан с целью достоверно узнать «со всей подробностью о действиях Шамиля». Сам Шамиль активно стремился к контакту с мусульманами Западного Кавказа, в связи чем в 1848 г. послал своего талантливого наиба Магомед-Эмина (Мухаммад-Амина), ставшего религиозным лидером адыгских племен, убыхов, джигетов приморской Малой Абхазии и горных обществ Мдавей, цебельдинских и дальских абхазов до окончания Кавказской войны.
В настоящее время стали доступны свидетельства того, что рядом с самим имамом Шамилем находилась целая группа мюридов из Абхазии. О них говорится в теперь известном «Письме к собрату» потомка владетельского дома Чачба Г.Д.Шервашидзе. Это Джигриц Палба и Махты Цкуя из с.Джирхва, Хура Лоуа из с.Звандрипш, Дамей Хашиг из с. Хуап, Хаки Ажиба из с.Мгудзырхва и др. Абхазские мюриды были известны благодаря своему героизму при Ахульго, где впервые применили горящие «бочки с …жидкостью», а также в других битвах. За это они заслужили по именному кинжалу от имама Гамзата, а от имама Шамиля - именные сабли. Они последними ушли с боем в Гунибе, и после пленения Шамиля продолжали борьбу на Западном Кавказе. Тот факт, что эти люди были среди мюридов имама сам по себе говорит об их глубокой приверженности идеалам Ислама и свободы. Следует отметить, что само движение «мюридизма» существовало в рамках тариката Накшбандийя, основополагающие принципы которого базировались на Священном Кур’ане и Сунне пророка Мухаммада (САВ). В свое время начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал М.Л.Серебряков, ратуя за обращение абхазов в православие, в 1852 г. подчеркивал: «Необходимо не допустить Абхазию до того, чтобы она сделалась поприщем борьбы между христианством и мюридизмом - борьбы, которая при невежестве абхазцев, может быть продолжительною. Отсюда видна вся важность открытия Абхазской епархии, возобновление древнего Пицундского храма и учреждение при нем монастыря и духовной миссии на пределах последователей лже-пророка».

Другой пример - в одном из российских документов начала 40-х гг. XIX в. говорится, что среди приближенных Шамиля находился один из абхазских феодалов, «…чуть ли не брат владетеля». Будучи поначалу подпоручиком русской гвардии, возмущенный творимым беззаконием «…сорвал эполеты и изрубил шашкой…», бежал в горы и «при восстании Шамиля …соединился с ним, помогал возмущать горцев и учить их регулярству».



Интересно, что именно в Абхазии, в Сухуме, в 1855 г. во время Крымской войны, когда Апсны на время вновь перешла под покровительство Османского халифата, турецкий сердер-экрем (генералиссимус) Омар-паша (австриец по происхождению), передал фирман султана Магомед-Эмину о назначении имама Шамиля в чин мушира (маршала)

Уже в 1877 г., во время последней, хоть и неуспешной, попытки Османской Турции восстановить свои права на Абхазию, когда многочисленное ополчение абхазов-мухаджиров высадилось на берега исторической родины, среди них был и сын имама Шамиля Гази-Магомед, наряду с осетином Мусой Кундуховым один из командующих Кавказской добровольческой армией. Одно только упоминание его имени вызвало панику среди имперских военных, которые поспешили оставить Абхазию. Эти факты свидетельствует о том, какую значительную роль играла Апсны для общекавказской диаспоры в Турции, о восприятии ее жителей, как единоверцев-мусульман.
Движение мюридов имама Шамиля по всей Абхазии, в силу ряда причин, повсеместного распространения не получило, но некоторые ее районы, не говоря об убыхах и адыгских племенах, испытали его очень сильное влияние (приморская Садзны, горные общества Ахчипсоу, Аибга, Дал, Цебельда, частично Бзыбская Абхазия.

Однако сам имам Шамиль надолго остался в народной памяти абхазов, как настоящий герой. О том, что и в Абжуйской Абхазии были знакомы с движением имама Шамиля, пусть и в художественной форме, говорит описание в романе «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера - известного знатока Апсны, старика Нахарбея, некогда воевавшего в отряде Шамиля. В память об имаме среди абхазов долгое время было распространено имя Шамиль (вариант Шамел), которое можно встретить и сейчас, особенно среди людей старшего поколения.



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.