Социальное положение мусульманки в обществе. Маркетологи изучают тренды молодого поколения мусульманок Положительный имидж мусульманки в обществе

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

С 20 по 22 июля 2018 года в Москве состоялся шестой Всероссийский съезд женских мусульманских организаций на тему: «».

В съезде приняли участие представительницы и руководители женских мусульманских организаций из 34 регионов России и ближнего зарубежья: Астраханская область, Владимирская область, Красноярский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Липецкая область, г. Москва и Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Ростов-на-Дону, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Узбекистан.

По уже сложившейся традиции открытие съезда начали с чтения Куръана.

С приветственным словом выступили исполнительный директор НПЦ «Аль-Васатыя-умеренность » - Зязин С.Ю. и координатор проекта МЖК «Аиша » Муслимова К.И.

Во время работы съезда поднимались и обсуждались вопросы социального положения мусульманки в обществе, возможности самореализации, личностного, профессионального и духовного развития современных женщин.

Особое внимание уделялось вопросам общественной деятельности и роли мусульманки, занимающейся социальными проектами, благотворительностью, ее участия в жизни страны и уммы. Вместе с этим отмечалось, что деятельность подобного рода направлена на созидание, улучшение условий жизни окружающих, решение психологических и социальных проблем, оказание помощи незащищенным слоям населения.

Участницы съезда единогласны в том, что активная жизненная позиция современной мусульманки должна основываться на Куръане и Сунне Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует), а также согласны с тем, что современная мусульманка является неотъемлемой частью Российского общества и способна влиять на его социальное, экономическое, политическое развитие.

На основании вышеизложенного, сформулированы следующие предложения для включения в итоговую резолюцию Шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций на тему: «Социальное положение мусульманки в обществе »:

1. Основная социальная роль женщины – это сохранение семьи, семейного имущества, воспитание детей, следование и поддержание правильного мужа. Передает Абу Хурайра: «Посланник Аллах)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие женщины – это те, глядя на которых радуешься, повелевая которым видишь послушание, которые в твое отсутствие хранят себя и твое имущество ». Сказав это Посланник Аллаха)Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал 34 аят суры «Женщины »: «Мужчины стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то. Что они расходуют из своего имущества ».

2. Женщина, ровно как и мужчина, как и каждый мусульманин, при возможности, помимо своих близких родственников, должна оказывать помощь сиротам, беднякам, близким и дальним соседям, людям, которые по разным причинам оказались на чужбине или в сложной жизненной ситуации. В суре «Женщины » в аятах 36-67 Всевышний говорит: «...Делайте добро родителям, родственникам. Сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости».

3. Мусульманка обладает правом принимать участие в политической жизни страны, активно участвовать в свободных выборах, оказывать влияние на политику государства и исполнительную власть, Вместе с тем мусульманка обязана слушаться правителей и повиноваться им, если только ей не велят совершать грехи. Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин обязан слушаться правителей и повиноваться им независимо от того, нравится это ему или нет, если только ему не велят совершать грехи. Если же ему приказывают совершать грехи, то он не должен слушаться им в этом » (аль-Бухари и Муслим). Имам аль-Бухари рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если назначат правителем над вами как изюм чернокожего эфиопа, слушайте его, повинуйтесь ему ».

4. Мусульманка имеет право на получение образования и повышение своего социального положения в обществе, что в равной степени обязательно для мужчины и женщины. Женщина вправе не только получать образование, но и обязана передавать знания, посредством обучения своих близких, работы в религиозных организациях, а также заниматься научной деятельностью на благо уммы. В изречении Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки » - передано от ат-Тбрани, ибн Маджа и аль-Байхакый.

5. Мусульманке, также как и каждому мусульманину, необходимо оказывать помощь мусульманам-мигрантам или переселенцам, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе психологической и социальной. Так в суре «Собрание » в 9 аяте Аллах воздал хвалу ансарам, помогавшим мухаджирам: «Те, которые жили в Медине, приняв веру до прихода мухаджиров, любят переселившихся к ним. В сердцах своих они не должны испытывать к ним никакой зависти за то, что им дается (из добычи), и дают им предпочтение над собою, хотя и сами нуждаются. Те, кто остережет себя от скупости, те счастливы ».

6. Женским мусульманским организациям, участвующих в данном съезде необходимо продолжить трансляцию положительного опыта работы и способствовать распространению итоговой резолюции шестого всероссийского съезда женским мусульманских организаций на тему «Социальное положение мусульманки в обществе » через средства массовой информации и сайты женских мусульманских организаций.

7. Женским мусульманским организациям направить свою деятельность на развитие и актуализацию социальной роли мусульманки и женской мусульманской организации в России.

От лица участников съезда и от себя лично выражаю благодарность «Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, научно-просветительскому центру «Аль-Васатыя-умеренность », международному клубу «Аиша » за организацию и всестороннюю поддержку в проведении шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций. А также всем участницам принявшим участие в работе данного съезда выразить свою признательность по поддержанию позитивного образа мусульманки в России.

С уважением участница съезда

Якубина Реися, июль 2018 год

В настоящее время в западных средствах массовой информации не существует единого представления об исламе и мусульманах. Несмотря на это, начиная с момента падения Советского Союза, основной задачей Запада стало изображение ислама в качестве главного врага Запада и мусульманского мира – в качестве рассадника терроризма, угрожающего западной цивилизации и её демократическим ценностям. Таким образом, при современном господствующем мировом порядке – когда все нормы цивилизованного поведения в области внешней политики отброшены Вашингтоном и его союзниками в Лондоне и Тель-Авиве – мусульмане ассоциируются с терроризмом.

За прошедшие несколько лет произошёл ряд катастроф, причиной которых стала экспансионистская политика бывшего президента США Джорджа Буша-младшего. Эти бедствия включают жестокое обращение с пленённым населением Ирака и Афганистана, издевательства американских и британских войск над заключёнными из мусульманских стран, полное пренебрежение к правам военнопленных. Мы также оказались свидетелями жестокого обращения с теми, кто подозревается в сопротивлении или противодействии американской оккупации их стран, а также лживой пропаганды, целью которой являлось сокрытие реальных целей и преступлений против человечества, задуманных и совершённых неоконсерваторами из Вашингтона и Лондона.

Нужно ли говорить, что так называемый «Исламский вызов» базируется на утверждениях, которые в реальности ничем не подкреплены. Они скорее представляют в ложном свете, искажают и вводят в заблуждение, чем просвещают и информируют. За последние 15 лет из печати вышли ряд публикаций с такими сенсационными названиями, как «Меч ислама», «Исламская угроза», «Корни мусульманского гнева», «Новый боевой клич ислама». Эти названия являются отражением того предвзятого образа ислама, о котором авторы публикаций рассказывают своим читателям. Согласно подобной проекции, ислам является угрозой для западных ценностей, а также экономических и политических интересов Запада. Но, если принять во внимание то реальное влияние, которое имеет Запад в целом и Америка в частности на Ближнем Востоке и за его пределами, то так называемая «Угроза Ислама» является совершенно беспочвенной.

Но политические манипуляторы от правых и христианские фундаменталисты способны без труда спровоцировать серьёзный кризис между мусульманским миром и Западом. Стоит только вспомнить случай с карикатурами на пророка Мухаммеда. Истинная цель публикации этих карикатур некоторыми датскими и норвежскими правыми газетами заключалась в попытке спровоцировать враждебную реакцию мусульман и тем самым вызвать чувство негодования и обиды у мусульман и христиан друг к другу. Они попытались прикрыть свою анти-исламскую кампанию дымовой завесой аргументов, согласно которым публикация карикатур является демонстрацией западной свободы самовыражения. Они проявили себя ксенофобами и расистами и выказали неуважение к культуре иммигрантов в Европе и, в особенности, к культуре ислама. Как оскорбление чувств более чем миллиарда мусульман может послужить интересам свободной прессы, свободы самовыражения или гражданских свобод? Будучи антиисламским фундаменталистом и христианином, норвежский редактор издания «Magazine» по фамилии Сельбекк перепечатал карикатуры, опубликованные первоначально в Дании. Когда его спросили, опубликовал ли бы он карикатуры, оскорбляющие Иисуса, Сельбекк ответил «Нет». Таким образом, «свобода самовыражения» – хвалёный идеал этого джентльмена – была ограничена оскорблениями пророка Мухаммеда и, очевидно, не включала в себя оскорбления богов и пророков других основных религий.

Вместе с тем, очень важно понимать стратегические цели, которые преследуют такие редакторы и издатели. Им удалось добиться своего – максимально спровоцировать мусульман во всём мире и вызвать презрение и ненависть к ним со стороны последователей других религий. Как и следовало ожидать, мусульмане были оскорблены в своих чувствах, следствием чего стал ряд ужасных происшествий в различных частях земного шара. Однако бурно отреагировавшая общественность не поняла, что попала в ловушку, расставленную антимумульманскими нечестивцами, которые при помощи провокации достигли своей цели – была подготовлена почва для повторения старых обвинений: мусульмане – фанатичные, взрывные и иррациональные, они – «террористы»! Пропасть между «ими» и «нами» в качестве культурных противоположностей стала шире и глубже.

Антимусульманские СМИ продолжают штамповать стереотипы, которые изображают мусульман более склонными к конфликтам и насилию, чем представители Запада. Для укрепления этого имиджа известия о конфликтах в мусульманских странах преподносятся как самоочевидная истина. Существует общая тенденция к чрезмерному упрощению или полному игнорированию различных тенденций и социально-экономических факторов, которые ведут к нестабильности и конфликтам в различных мусульманских странах. Предлагаемые разъяснения и выводы иногда основываются на скрытых, но чаще всего на явных допущениях о превосходстве Запада и «иудео-христианской» культуры. При этом исламский мир считается эпицентром жестокости и дисгармонии.

На Западе широко распространён стереотип о том, что исламские страны по своей природе склонны к насилию, фанатизму, средневековому образу мышления и предубеждениям. Это означает, что ислам, как религия и культурный фактор, несёт ответственность за всё региональное зло. Запад же является вестником полного благополучия (а иногда и страданий), мира и цивилизованности (а время от времени и захватнических войн и варварства), рациональности и непредвзятости (а иногда иррациональности, расизма и предрассудков). Кроме того, он постоянно думает только о своих интересах. Те, кто взял на себя труд взглянуть на историю западного колониализма последних нескольких столетий, начавшегося с так называемых «открытий» – Америки Колумбом в 1492 году, морского пути в Индию Васко да Гамой в 1498 году и Африки европейцами – в аспекте возможности торговли живым товаром, указывают на «благородные» руки западных стран, протянутые к людям Америк, Азии, Африки и Австралии и оставившие свой след на каждом континенте.

У нас нет возможности в этой статье углубиться в историю. Но глобальная экспансия западного колониализма – это история грабежей и разрушений. Несомненно, именно таким способом были посеяны семена западной цивилизации. В рамках самих западных обществ внутренние противоречия, насилие и войны представляют нам кровавую историю. Если принимать во внимание исключительно геополитические и международные отношения, эта высшая культура за последние 100 лет оставила после себя лишь наследие двух Мировых и других войн (Корея, Вьетнам, Афганистан, Ирак), вторжения и перевороты (Гватемала, Гренада, Иран, Пакистан, Индонезия, Чили, Аргентина, Южная Африка), концентрационные лагеря и расистские погромы, совершаемые в небывалом масштабе знаменосцами западной цивилизации.

Несомненно, культурные различия между странами и людьми – это исторический факт. И поэтому обобщение культурных различий неизбежно. Но эти различия никоим образом не могут быть приравнены к обоюдной исключительности или неизбежной враждебности между разными культурами. Там, где первоначальный инстинкт не вникает в сравнительные антропологические и исторические исследования культур, а скорее из тайных побуждений провоцирует на соперничество и ненависть друг к другу народов и религий, последствия могут оказаться катастрофическими.

Давайте вспомним события, последовавшие за взрывом в Оклахома-Сити, США, 19 апреля 1995 года. СМИ поспешили распространить слухи том, что ответственность за это массовое убийство несёт «человек с Ближнего Востока» (то есть араб-мусульманин). В результате мусульмане на территории США подверглись физическому насилию, грубому обращению и общественному бойкоту. Их мечети осквернялись, мусульманские женщины подвергались приставаниям, а машины, принадлежащие «людям с Ближнего Востока» повреждались.

Британская газета «Today» опубликовала на первой странице ужасающую фотографию пожарного, несущего обгоревшее тело мёртвого ребёнка, под заголовком «Во имя ислама». Установить личность преступника, совершившего это предосудительное действие, было бы недостаточно; необходимо было вовлечь ислам, чтобы разжечь общественный гнев против представителей другой веры. Тем не менее, вскоре выяснилось, что террористом является светловолосый американский солдат, ветеран войны в Персидском заливе 1991 года. Религией этого придерживающегося правых взглядов террориста был не ислам, а христианство. Но ни одно средство массовой информации Америки и Великобритании не назвало его «христианским террористом» и не извинилось перед мусульманами за причинённый им вред. Вновь свобода говорить правду и сообщать о происходящих событиях была отодвинута на второй план.

Второй случай – это атака 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр и Пентагон, произведённая несколькими людьми, большинство которых были родом из Саудовской Аравии, близкого союзника Америки. Они рассматривали политику, проводимую США на Ближнем Востоке, и поддержку анахронического правления Дома Саудов как препятствие на пути установления справедливого общественного строя в их стране и на территории всего Ближнего Востока. Неважно, в чём заключалась причина их недовольства, я считаю эту атаку громадной ошибкой. Она дала повод вашингтонским неоконсерваторам и правым фанатикам развязать на Ближнем Востоке и в расположенных рядом нефтяных регионах террор и войну, принести смерть и разрушения. В то же время возникает вопрос: какое отношение имеют эти террористы к миллионам простых граждан-мусульман Европы и Америки? Ответ: никакого. Мы оказались свидетелями нелепого и достойного презрения поведения белых людей Запада, подвергавших гонениям мусульман.

За время моей более чем сорокалетней жизни в Европе я очень ясно осознал, что необходимо провести серьёзный исторический анализ отрицательного имиджа ислама и исламской цивилизации, который позволит нам подняться выше распространённых и избитых штампов СМИ и таким образом выявить факты проблематичных взаимоотношений двух мировых религий и их цивилизаций. Эти вопросы и проблемы рассматриваются в моей книге «Восприятие ислама в христианском мире» (2006). Несомненно, и ислам, и Запад страдают из-за проблемы восприятия враждебных взаимоотношений, уходящих своими корнями в глубь истории. На их взаимное восприятие негативно повлияли религиозные догмы, политика и предрассудки.

Если взглянуть на историю колониальной экспансии европейцев в Америке, Австралии и на Востоке (Китай, Индия, Ближний Восток, Северная Африка), то станет очевидным, что баланс сил между Востоком и Западом изменился. Колониальная власть над другими народами укрепила коллективное сознание индустриального Запада, или его мнение, что он сильнее и поэтому лучше остального мира. Угнетаемые жители колоний также стали считать, что Запад превосходит их в материальном, культурном и моральном плане. Запад действительно был лучшим в создании машин, оружия и боеспособных армий, предназначенных для захвата и порабощения других стран мира. Это сделало западные страны более сильными, но не означало, что они были лучше в моральном или интеллектуальном плане. Однако угнетаемые народы были неспособны выдвинуть эту бросающую вызов точку зрения. В условиях такого неравного соотношения сил при колониализме, настоящее общение было невозможным. То же самое можно сказать и о нынешней неоколониальной войне администрации Буша в Ираке, имеющей целью получить полный контроль над нефтяными ресурсами и упрочить политическую гегемонию США на всём Ближнем Востоке.

Вопреки всем историческим фактам и современной политической действительности, на Западе ислам считают монолитной религиозной и политической силой. Но он не является монолитным. Различия внутри исламского мира глубже, чем полагает большинство жителей Запада. Через три десятилетия после смерти пророка Мухаммеда мусульманское общество в результате гражданской войны раскололось на суннитов и шиитов. Это разделение оказалось устойчивым, и последующие 14 веков исламская вера характеризовались дальнейшим делением уже внутри этих двух главных направлений. В разных странах и регионах мира распространение ислама происходило различными путями. В настоящее время более одного миллиарда представителей всех рас, языков, национальностей и культур являются мусульманами. Их социокультурные условия, а также доктринальная принадлежность различны. Это означает, что подобно христианству ислам, как универсальная религия, не монолитен, несмотря на общность некоторых фундаментальных мусульманских догм, таких, как вера в одного бога и его откровения через пророков.

Тем не менее, исторические и религиозные традиции и мифы продолжают существовать. Став частью культуры, они формируют и перестраивают коллективное сознание огромного числа людей. Анти-исламская традиция христианского мира имеет долгую историю и продолжает определять международные отношения и оказывать на них негативное влияние. История, как наука, позволяет нам посмотреть на факты с точки зрения исторического эволюционного процесса и тем самым облегчить культурный багаж, который так часто отравляет отношения между двумя религиозными обществами. Честное и сбалансирование изучение прошлого и современной геополитической реальности господствующего мирового порядка даст нам возможность перестать пассивно принимать искажённое наследие и закрывать наши глаза на то, что происходит в Ираке, Палестине, Афганистане и в Пакистане, находящихся в руках США, их союзников и марионеточных мусульманских правящих верхушек.

Вопрос «исламского терроризма», отрицание прав женщин в исламе и предполагаемая несовместимость исламских и западных ценностей постоянно муссируются в западных СМИ. Подобные упрёки говорят о глубоко укоренившихся невежестве и заблуждениях. Они никак не взаимосвязаны с реальностью. Нам следует помнить, что последователь какой-либо религии не обязательно является истинным представителем этой религии. Ни один акт терроризма, государственного терроризма или терроризма супердержавы не может быть вменён в вину какой-либо религии, будь то христианство, иудаизм, ислам или индуизм. Если индивидуум или группа людей из мусульманского общества по какой-либо причине прибегают к экстремизму в политической или религиозной сферах или совершают преступление, то обычно виновным оказывается ислам. Что происходит, когда кто-то, принадлежащий к западной культуре, или христианский правый экстремист прибегает к насилию или совершит преступление? Он несёт личную ответственность, и никто не обвиняет в произошедшем западную культуру или христианство. Разве на западе нет влиятельных лидеров, являющихся правыми христианами и ответственными за смерть сотен тысяч мусульманских мужчин, женщин и детей? Обвиняет ли кто-нибудь христианство за это? Мы задаём эти вопросы и надеемся, что наши читатели попытаются найти на них ответ.

Что касается женщин, то Коран дал им право на наследование и развод в седьмом веке, в то время как западные женщины получили эти права только в 19-20 веках. В исламе ничего не говорится по поводу обязательного ношения паранджи или затворничества. В действительности, такая практика появилась в исламе через 3 поколения после смерти пророка Мухаммеда и была позаимствована у византийских христиан-греков. По сути, в начале истории ислама между христианами и мусульманами существовала высокая степень взаимопроникновения культур.

Фундаментальные ценности, такие как общность взглядов, уважение, справедливость и мир, являются общими во всех крупных цивилизациях и у пяти основных религий. Неправильно называть демократию «западной ценностью». В Европе преобладала монархическая система, при которой короли обладали абсолютной властью в силу права помазанника Божьего. Эволюция демократической и конституционной формы правления произошла намного позже. Вопреки утверждениям СМИ и политиков-популистов, в исламе нет ничего, что бы противоречило демократии и демократическим ценностям.

В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии корениться истинное возвышение женщины ».

Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы.

Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его . Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Ислам – это идеология, которая помогает человечеству избежать многих проблем, с которыми современный человек стоит лицом к лицу. Ведь Создатель не просто создал и бросил нас в этот мир, но Он отправил инструкцию по пользованию этой жизнью – Коран. Согласно Исламу женщина, прежде всего жена и мать. Вырастить здоровое поколение и создавать благоприятную, райскую атмосферу дома не может расцениваться как «безделье». По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него . От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам – доля из того, что они приобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все .» .

Понятно, что коранические позиция в отношении женщины ничем не отличаются, чем у мужчины. Они оба являются Божьих созданиями которые имеют возвышенные цели на земле, чтобы поклониться Господу своему, совершали праведные деяния, и избегать зла, и они, как будет оцениваться соответственно. Коран никогда не упоминает о том, что женщина врата дьявола, или что она является обманщиком по своей природе. В Коране, кроме того, никогда не упоминает о том, что человек является образом Божьим, все мужчины и все женщины его существа, вот и все. Согласно Корану, роль женщины на земле не ограничивается только с рождением ребенка. Она необходима, чтобы сделать, как много добрых дел, как и любой другой человек должен был сделать. Коран никогда не говорил, что женщина является виновницей и что она предложила фрукт Адаму. В Исламе Бог никогда не наказывает кого либо по ошибке другого, каждый в ответе только за то, что он сделал. Создание Евы в Коране принесло много счастья Адаму и он не был больше одинок, напротив, Коран дал указание всем верующим женщинам следовать примеру тех идеальных женщин, как Дева Мария и жена фараона Асия ».

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: “Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение длялюдей размышляющих и отзывчивых ».

Прежде чем разъяснить положение женщины в Исламе, следует сделать краткий обзор истории женского вопроса в Европе.

До 19 века женщина в Европе считалась существом, которое в рассмотрение никто не принимал. «Ученые» и «философы» затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть ли у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским, либо несколько выше?! Даже в те короткие периоды, когда женщина пользовалась относительно высоким «социальным» положением, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а лишь только касалось ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей. Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейству, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина «трудилась» по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, «окупала» расходы на ее содержание. Промышленная революция резко изменила всю ситуацию, как в деревне, так и в городе. Были подорваны основы семьи, нарушились внутрисемейные связи, так как женщины и дети вынуждены были пойти работать на промышленные предприятия. Рабочий день был слишком велик, а заработная плата у женщины была меньше, чем у мужчины, который делал то же самое и на том же предприятии. Для привлечения внимания к себе женщины использовали такие средства, как забастовки и манифестации, митинги и прессу. Затем женщины почувствовали необходимость участия в политике, чтобы покончить с источником угнетения. Они потребовали, во-первых, права участия в выборах, а затем права представительства в парламенте ».

«В Европе многие женщины считают, что чем необразованней является женщина, тем больше она заполняет эту пустоту рождением все нового ребенка, и таким образом оправдывает свое существование. Тогда как в Европе чем более выше статус женщины, тем меньше шансов быть матерью. Между карьерой и материнством женщины вынужденно выбирают карьеру. «Высшее образование – лучший контрацептив», горько шутят в Германии», далее «для многих женщин сознательный отказ от рождения (второго) ребенка есть реакция на гендерную асимметрию в статусных позициях. Быть матерью почетно лишь среди родственников, но не в кругу профессионалов. Если вам плохо сшили костюм или неудачно вырезали аппендицит, вы не скажете про эту портниху или хирурга: «Зато она прекрасная мать, а он отец четверых детей». В сфере профессий, социальных достижений, цена материнства вряд ли соизмерима с ценой мастерства, лидерства в своем деле, власти. Об известных людях судят, в первую очередь, по их делам, а не по детям». Что же на самом деле является более ценным для женщины. Если Ислам рассматривает женщину прежде всего как жену и мать, но в то же время нигде в Коране и Сунне нет запрета на выполнение общественной работы. Ислам установил право, которого женщина была лишена до Ислама, право на независимую собственность. Согласно мусульманскому праву, праву женщины на ее деньги, полностью признано недвижимое имущество или другие вещи. Это право не претерпевает никаких изменений, единственная ли она или замужняя. Она сохраняет свои полные права купить, продать, заложить или арендовать любые ее средства. Нигде не сказано в Законе, чтобы женщина была младшей просто, потому что она – женщина. Это также примечательно, что такое право относится к ее средствам перед браком так же как к тому, что она вовремя брака она может приумножить свое добро, и оно будет только ее.

Относительно права женщины работать в обществе нужно заявить сначала, что Ислам расценивает ее священную роль в обществе прежде всего как мать и жена . Ни девицы, ни приходящие няни не могут занять ее место матери. Ни в качестве педагога. Уверенные, эмоционально здоровые дети намного важнее инвестиция, чем инвестиция любой миллионной суммы. Такая благородная и жизненная роль, которая в основном формирует будущее стран, не может быть расценена как “безделье” .»

Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны перед Аллахом. Да, мусульманка не имеет право быть главой государства. Но это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинства, а связано с самой спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства – это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности.

Однако, нет никакого декрета в Исламе, который запрещает женщине поиск занятости в обществе, когда есть потребность его, особенно в положениях, которые соответствуют ее характеру и в котором общество нуждается в ней больше всего. Примеры этих профессий нянчат, преподавая (специально для детей), и в медицине. Кроме того нет никакого ограничения ни в какой либо сфере деятельности тем более если у нее имеется исключительный талант в какой либо области. Даже для положения судьи, где может быть согласно ее физическим особенностям из-за ее более эмоционального характера, в истории известен такой факт о том, что ранние мусульманские ученые, такие как Абу-Хэнифа и Аль-Табары, рассматривали кандидатуру женщины для судьи. Кроме того, Ислам вернул женщине право на наследование, после того, как она сама была объектом наследования в некоторых культурах. Ее наследие абсолютно ее, и никто не может предъявить право на это наследие, включая ее отца и ее мужа.

Мужчина в Исламе полностью ответственен за пропитание его жены, его детей, и в некоторых случаях его нуждающихся родственников, особенно женщин. От этой ответственности ни не отклоняют, ни уменьшают из-за богатства его жены или из-за ее доступа к любому личному доходу, полученному от работы, арендной платы, прибыли или любых других юридических средств. Женщина, с другой стороны, намного более безопасна в финансовом отношении и намного менее обременена любыми требованиями на ее имущество. Ее имущество перед браком не переходит ее мужу, и она даже держит свою девичью фамилию. У нее нет обязательства обеспечивать собственных детей, семью. Она наделена правом на “Mahr”, который она берет от своего мужа во время брака. Если она разведена, она может получить алименты от своего бывшего мужа. Экспертиза закона о наследовании в пределах полной структуры мусульманского права показывает не только правосудие, но также и изобилие сострадания к женщине. То есть она даже слишком защищена.Согласно политическому аспекту Ислама доказательство равенства женщины с мужчиной полностью соответствуют тому, что мы называем сегодня “политическими правами”.

Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», – говорил Пророк Мухаммад (мир ему) . Вспомним слова того же Ницше: «Если женщина обнаруживает склонность к науке, то обыкновенно в ее половой сфере что-нибудь да не в порядке », или Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно »!

Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца XІX века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению. Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! Не получила, а именно добилась – путем манифестаций, забастовок.

Только в условиях равенства и стабильности, где каждая личность стремиться достигнуть чувство собственного достоинства будет господствовать здоровый климат и для мусульманских мужчин и для мусульманских женщин. Любой феминизм, который должен преуспеть в нашей среде, не должен быть шовинистическим и работать только на женщин. Исламские традиции учат нас, что женский прогресс должен быть достигнут в тандеме с более широкой борьбой, дабы принести пользу всем членам общества. Польза всех участников общества намного важна, чем польза отдельной группы общества. Ведь установлено, что фактически общество является органическим целым, в котором благосостояние каждого участника или «органа» крайне необходимо для благополучия всех в целом.

Таким образом мусулманской женщине дана своя роль. Уже 1400 лет назад Господь возложил на нее определенные обязанности и наделил правами. Они – от Бога и предназначены сохранить гармонию в обществе, то, что может казаться несправедливым или отсутствующим в одном месте, компенсируется или объясняется в другом месте.

УДК 28:316.346.2- 055.2:28 ББК 60.542.21 Ф 91

Фролова Л.Н.

Статус женщины в исламе

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается специфика социального положения женщины в исламе. Рассматриваются основные права и обязанности исламской женщины в соответствии с мусульманским законодательством. Представлена статусно-ролевая модель женщины в рамках института семьи.

Ключевые слова:

Статусно-ролевая модель мусульманской женщины, функциональная дифференциация, женщина-мать, женщина-супруга, женщина-дочь.

The status of the woman in an Islam

The paper discusses specificity of a social status of the woman in an Islam. Fundamental laws and duties of the Islamic woman according to the Muslim legislation are examined. The status-role model of the woman is presented within the framework of the family institute.

Status-role model of the Muslim woman, functional differentiation, woman - mother, the woman - spouse, the woman - daughter.

В современном общественном сознании доминирует, к сожалению, искаженный образ «закрепощенной» оковами ислама мусульманской женщины. Несмотря на довольно высокий уровень научного исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры. Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманской социально-правовой культуре, о месте и роли женщины в ней. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют пониманию реального положения мусульманской женщины в исламском обществе, как самими мусульманами, так и представителями других конфессий.

В настоящее время в России мусульманская женщина, выражающая внешне свою принадлежность к исламской культуре (ношение хиджаба) в общественных местах, вызывает неадекватную реакцию россиян . И главная причина - незнание культуры ислама массой населения либо доминирование созданного в СМИ образа мусульманки-шахидки. Недостаток знаний в области исламской социально-правовой культуры приводит к тому, что под видом соблюдения норм шариата в самой мусульманской среде легализуются обычаи и традиции, не имеющие с социально-правовой культурой ислама ничего общего, принимаются на этой основе неправовые законы, уничижающие положение женщины. Например, как отмечает Л.В. Иванова , в сомалийском обществе существует «мужская» трактовка исламских законов, которая нарушает юридические права женщин: когда ответственность за «воспитание детей и сохранение домашнего очага и традиций» вплоть до материального обеспечения семьи зачастую возлагается на «хрупкие» женские плечи. В то время как сомалийские мужчины рассматривают любой вид работы с точки зрения ее достойности для «гордого» сомалийца.

Если сомалийские мужчины готовы добровольно уступить женщине некоторые «обременяющие» их позиции, то в западном обществе традиционный родовой баланс «мужчина-женщина» подвергается постепенному разрушению при активном содействии самой женщины, которая активно захватывает позиции, традиционно рассматривавшиеся как мужские. К сожалению, нарушение родового баланса приводит к тому, что институт семьи перестает быть в России фундаментальной ценностью для определенной части населения. Мы переживаем некий период своеобразного семейного распада, когда

ежегодно в России появляется до 300 тыс. внебрачных детей, и эта тенденция нарастает. Все больше россиян - мужчин, и женщин - делают выбор в пользу «свободной» интимной жизни, не отягощенной супружескими обязательствами . Более того ухудшается в целом демографическая ситуация. В этом контексте социальное значение имеет опыт российских мусульман. Надо отметить, что у мусульман России, хотя и у них рождаемость падает, положение несколько лучше: рождаемость превышает смертность, увеличивается плотность населения, а также процент мусульман на их традиционных территориях. Мусульманские семьи в среднем крупнее, прочнее и здоровее, чем русские (особенно в селах). Лучше всего демографические показатели у мусульман Северного Кавказа . Это объясняется, на наш взгляд, строгостью и требовательностью как традиционной культуры, так и ислама в отношении некоторых аспектов нравственности женщины в отличие от современных обществ, где сохраняется тенденция признания крайней свободы женщины в некоторых сферах общественной жизни. В этой связи проблема изучения социально-правовой основы положения женщины в исламе имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение.

Мусульманскую женщину следует изучать как реального участника исламского общества. Это, на наш взгляд, позволяет глубже понять социальное положение женщины в исламе. Поэтому, прежде чем говорить о положении женщины в исламе, необходимо подчеркнуть типичные особенности ислама как целостной социальной системы. Кораническая концепция содержит и определяет следующую особенность ислама -потенциальную необходимость реализации определенной «идеальной» модели общества в конкретной социально-исторической ситуации. Для нормативной системы ислама характерна взаимосвязь моральных, религиозных и правовых норм, они являются институциальными. Как институализированные регуляторы поведения, они закреплены в документальных формах, нормативных актах, что составляет особый механизм правового регулирования (фикх). Например, наказание за употребление алкоголя, внебрачные сексуальные отношения и т.п. требует применения юридической санкции. Религиозная мотивация социальной деятельности, базирующаяся на понятии «Единобожия», предполагает следование в социальной реальности религиозным нормам ислама как способ выражения «поклонения Единому Богу». Ислам обуславливает господство монотеизма во всех сферах жизни общества, определяя содержание мировоззрения, мировосприятия и поведения каждого его члена. Социальным идеалом является «исламский образ жизни», полноценная реализация которого возможна лишь в исламском государстве. Вот почему принятие единой религии, ее внедрение, распространение и, с другой стороны, установление государственной власти взаимосвязаны.

Так, специфика религиозной системы ислама предполагает создание интегрированной системы, которая служит легитимизации и институционализации религиозных норм и ценностей на уровне всех социетальных подсистем общества. В этой связи специального внимания заслуживает так называемый личный статус - отрасль мусульманского права, регулирующая важнейшую сторону правового положения мусульман. Предметом данной отрасли являются брачные, семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности родственников, опека, попечительство и некоторые другие примыкающие к ним вопросы. Большинство норм по личному статусу содержатся в основополагающих источниках ислама - Коране и Сунне, которые касаются также статуса женщины как в обществе в целом, так и в рамках института семьи в частности.

Мусульманскую женщину необходимо рассматривать, в первую очередь, как субъект, исповедующий ислам и являющийся субстанциональной единицей религиозной общности. В этом отношении религиозной общностью являются мусульманская община -социальная единица исламского общества, и мусульманская семья - базовая ячейка мусульманской общины. Так, на уровне религиозной общности она уравнивается с мужчиной как тождественным субъектом по своим правам и обязанностям: «О люди! Будьте послушны вашему Господу, Который от одной души сотворил человека и от него

сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (4:1).

Равноправие на общественном уровне, проявляется в первую очередь в соблюдении религиозных обязанностей, которые определяют базовые социальные качества женщины. Религиозные указания обуславливаются вероисповеданием Единого Бога и должны реализовываться в практической религиозной деятельности:

Соблюдение молитвы (намаза); женщина освобождается от намаза каждый месяц в определенные дни, посещение мечети во время Пятничной молитвы необязательно для женщины;

Соблюдение поста; беременная женщина освобождается от поста, но она должна поститься в другое удобное для нее время;

Соблюдение паломничества (хаджа); но есть ритуалы, от которых она освобождается по физиологическим причинам;

В выплате налога (закята) она уравнивается с мужчиной.

Как видим, уравнивая ее в религиозных обязанностях с мужчиной, ислам не оставляет без внимания ее физиологические и психологические особенности.

В схеме внутренних социальных связей женщина на личностном уровне как субъект религиозной общности вступает в социальные взаимодействия, руководствуясь вне зависимости от предмета связи едиными критериями нравственных ценностей, обладая четким знанием существующей регламентации позитивных (дозволенное) и негативных (запрещенное) норм. При этом конкретное содержание поведения женщины, как и остальных субъектов мусульманского общества во многом определяется выработанной на основе Корана системой норм и ценностей. Целесообразно обратится к классификации запрещающих норм, данной Г.М. Керимовым , поскольку сказано «все, что не запрещено - разрешено»: 1) Запреты по религиозным вопросам. 2) Запреты, относящиеся к пище, азартным играм. Запрещены алкоголь, азартные игры, запретная пища, колдовство. Запретной пищей считается мертвечина, кровь, свинина и то, над чем призывалось имя не Аллаха. 3) Запреты, относящиеся к морали и нравственности: неповиновение родителям, проявление бесстыдства, мошенничество, жульничание, оскорбление, клевета, зависть, злоба, гордыня, подозрительность, лицемерие, все то, что считается безнравственным. 4) Запреты правового порядка. Главным здесь является неприкосновенность человеческой жизни, имущества

Что касается прав мусульманской женщины, то они широчайшим образом проявляются в вопросах собственности . В соответствии с мусульманским законодательством женщина имеет абсолютные права на свою собственность. Женщина имеет равные права с мужчиной в вопросах приобретения собственности. Права женщины на наследство подробно описываются в Коране (4:7-12; 4:176) и поэтому не должны указываться в завещании, они получают свою долю автоматически. Помимо этого в дополнение к отдельным имущественным правам она имеет право на содержание (пищу, одежду, жилье и т.д.), и мусульманский закон обязывает ее отца, мужа и др. обеспечивать ее женские потребности.

Но как показывает практика, несмотря на то, что многие исламские страны в настоящее время признают равенство мужчин и женщин, закрепленное исламской традицией, как, например, в Пакистане, женщины все еще страдают от социального угнетения . Его причина кроется в классовом делении, когда существуют высший и средний классы, представительницы которых обладают всеми привилегиями равноправных граждан, в то время как женщины низших классов не имеют этих привилегий. С одной стороны, вероятно, мусульманскими женщинами в полной мере не осознаны возможности, предоставленные исламом. С другой стороны, угнетенное положение женщин способствует консолидации образованной части женщин в конкретные феминистские движения (например, «Пакистанская женская ассоциация») и

развитию различных организаций для защиты женских интересов от несправедливого отношения.

В исламском обществе духовность предполагает как индивидуальную, так и коллективную ответственность перед Аллахом, которая должна иметь конкретные проявления (последствия) в социальной реальности мусульманского общества. Исходя из нормативной обязательности нравственности как фактора, ограничивающего социальное поведение, и следует рассматривать социальный статус женщины в исламе. Социальный статус женщины предписывает определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые закрепляются мусульманским законодательством за данной позицией. Роль женщины в обществе, так же как и мужчины, определяется мусульманской концепцией мирового устройства. Согласно «социокультурному проекту» Всевышнего, все созданные им творения существуют в парах, и только Аллах Един, и нет Ему равных. Подобное устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину - учишь одного человека, учишь женщину - учишь нацию» . Функция воспроизводства предполагается как первоочередная задача и может быть реализована лишь в рамках института семьи. Подобное положение значительно способствует, в первую очередь, росту социальной ценности семьи, и во вторую очередь, - повышению социальной значимости статуса замужней женщины. В связи с тем, что воспитание детей является фундаментальной задачей, ислам закрепляет за женщиной статус матери как наиважнейший: «Даже Рай лежит у ног твоей матери». Он включает в себя как основную роль воспитательницы детей в духе ислама. Воспитательный процесс, безусловно, требует от женщины определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни в сугубо исламской трактовке, т.е. женщина должна знать ислам, а это немало в плане образования, моральнонравственного развития, обладания четким мировоззрением и мировосприятием.

Следующий статус женщины - это статус женщины-супруги. В рамках исламской семьи женщина, в первую очередь, - это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Составляющие элементы женщины-супруги определяются следующим концептом - «она является другой половиной религии мужа». Мусульманская женщина обладает определенным набором ролей, в частности: религиозный соратник, социальный партнер, сексуальный партнер, воспитательница детей, организатор семейного быта и досуга и т.п. Отношения «мужчина-женщина» существуют лишь в рамках брака. Понятия «любовь», «секс» и «деторождение» не разделяются. Статус женщины-дочери (сестры) ставит мусульманку под покровительство мужской половины своей семьи до ее замужества. В этом отношении четко определено главенство мужчины в семье: «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис) .

К примеру, как показывают социологические опросы, проведенные среди мусульман г. Москвы , главенство мужчины признается большинством приоритетной семейной ценностью. 78% опрошенных на вопрос: «Кто является главным у вас в семье?» ответили: «Муж/Отец». В свою очередь это проявляется и в ролевых отношениях, и в семейных обязанностях. Мусульманскими респондентами признается нормой, что глава семейства обычно занимается материальным обеспечением семьи, а женщина - домашним хозяйством. Более того в мусульманской семье, как полагает большинство опрошенных (54,4%), женщина не может ослушаться мужа.

Социальная роль женщины не ограничивается семейными обязанностями, которые с точки зрения ислама рассматриваются как естественная сфера для применения природных особенностей женской натуры. Профессиональная деятельность также позволительна для женщины-мусульманки при условии выполнения всех необходимых требований: согласие супруга или родственника, сохранение норм исламский морали,

выбор приемлемой сферы деятельности (медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.п.).

Специфическая статусно-ролевая модель женщины-мусульманки во многом формируется исходя из принципа функциональной дифференциации мужчины и женщины, которая учитывает духовные, биологические, психологические и социальные качества двух полов. На женщину возлагается великая, с точки зрения ислама, функция сохранения религиозности семьи; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Если женщина воспроизводит и воспитывает следующее поколение мусульман, то на мужчину возложена забота о материальной, психологической, духовной стабильности семьи. Одним из главных принципов, способствующих сохранению стабильности и эффективности данного социально-ролевого стандарта, является правильность выполнения и религиозная ответственность подхода к тем функциям, которые возложены на них, как на мужчин, так и на женщин: «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего Его милости. Поистине, Аллах знает все» (4:32).

Уровень социальной стратификации мусульманской женщины осуществляется строго в рамках института семьи. Схематично горизонтальную мобильность мусульманской женщины можно представить следующим образом:

дочь (сестра) ==> супруга ==> мать

замужество рождение ребенка

Даже в случае профессиональной деятельности (вертикальная мобильность) и при изменении социальной стратификационной позиции, она находится под патронажем мужской половины своей семьи в соответствии с ролью дочери (сестры), или супруги, или матери конкретного мужчины (главы семейства). Данные факторы «навязывают» женщине-мусульманке всеобщий мусульманский тип социального поведения, т.е. формируют типологические, социально предсказуемые, стандартные элементы социального поведения в исламском обществе. Но типичными чертами социальный портрет мусульманской женщины не ограничивается. Специфически выраженное отличие мусульманской женщины проявляется также в стандартизации внешнего вида - ношении хиджаба, закрывающего тело от посторонних. В соответствии с моральными нормами ислама женщина должна быть защищена от излишнего мужского внимания. Ее задача состоит в том, чтобы говорить своим внешним видом о своей приверженности исламским моральным ценностям (скромности, целомудрии, достоинстве).

Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем утверждать, что для социально-ролевой модели мусульманской женщины характерны: мусульманский тип регламентации социального поведения, четкое распределение функций, прав и ее обязанностей как субъекта религиозного общества, ролевая и функциональная дифференциация в семье. Именно институциональный, т.е. религиозный, отлаженный, ценностно-рациональный и нормативный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень включенности женщины-мусульманки в социальную реальность исламского общества. Ролевое стандартизированное поведение гарантирует женщине социальную, материальную, физическую и даже психологическую защищенность. В этом отношении полное равноправие между мужчиной и женщиной в привычном европейском смысле, что обеспечивается за счет некоторой обезличенности социальных требований, невозможно, поскольку ислам рассматривает женщину как социальную единицу и духовную субстанцию с определенными физиологическими и психическими особенностями, которые отличают ее от мужчины.

Исследуя любую проблему, касающуюся ислама, следует иметь в виду, что социальное объективно организуется по законам, имеющим «трансцендентное» происхождение. Выполнение статусно-ролевых указаний, разработанных шариатом и

подкрепленных санкциями, имеет силу при условии искренней религиозной мотивации, т.е. достигается эффект предпочтений зависимого от сознания конкретной личности, данного поколения людей. Таким образом, мусульманская женщина есть та отдельная личность, от степени религиозности и религиозных знаний которой зависит уровень ее включенности в социальную объективность и ее конкретный вклад в воспитание молодого поколения в духе ислама.

Примечания:

1. Иванова Л.В. Сомалийцы как часть мусульманской общины Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 131.

2. Там же. С. 129.

3. Егорин А. Российская женщина: портрет в евразийском интерьере (Размышления об одном из постулатов Корана) // Россия и мусульманский мир. 2003. № 6. С. 177.

4. Кобищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные мусульмане и русские-мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 105.

5. Керимов Г.М. Шариат: запретное и дозволенное // Диспут. 1992. № 2. С. 206-208.

6. Ислам / сост. В.В. Юрчук. 2-е изд. Минск, 2006. С. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam // A Companion to Feminist Philosophy / еd. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, 1998. Р. 236-244.

8. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М., 2004. С. 16.

9. Там же. С. 15.

10. Портрет московского мусульманина по материалам социоантропологического опроса в мечетях г. Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 135.

1. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 131.

2. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 129.

3. Egorin A. The Russian woman: a portrait in the Euroasian interior (Speculations about one of postulates of the Koran) // Russia and the Muslim world. 2003. No. 6. P. 177.

4. Kobishchanov Yu.M. Moslems of Russia, radical Moslems and Russian Moslems // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 105.

5. Kerimov G.M. Sheriyat: forbidden and legal // Debate. 1992.No. 2. P. 206-208.

6. An Islam / Compiled by V.V.Yurchuk. 2nd ed. Minsk, 2006. P. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam. In: A Companion to Feminist Philosophy \ Ed. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, Massachusetts USA: Blackwell Publishers Ltd. Oxford, 1998, p. 236-244.

8. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 16.

9. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 15.

10. A portrait of the Moscow Moslem as shown by materials social and anthropological interrogation in mosques of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 135.



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.