Сюжетно-ролевые подвижные игры для детей начальной школы. Проектная работа«развитие физических качеств учащихся через подвижные игры Пираты сюжетно ролевые игры на уроках физкультуры

Дарья Ознобихина
Проект «Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска

Тема проекта:

«Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»

По доминирующей деятельности: социально - коммуникативное

По количеству участников – групповой

Характер контактов – среди детей одной группы

По продолжительности – краткосрочный

Постановка проблемы: Во время занятий физической культурой и беседы с ними, я поняла, что дети в домашних условиях совсем не занимаются подвижными играми.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно.

Актуальность проекта : В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Объект проектной деятельности : Спортивные игры

Предмет проектной деятельности : правила спортивных игр

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи :

1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры.

2. Обучить детей правилам подвижных игр и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

3. Развивать умение детей взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.

4. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии друг с другом.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Гипотеза: если использовать спортивные игры, то повышается интерес у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре.

Ресурсы проекта:

1. Физкультурные уголки в группе.

2. Спортивный зал.

3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т. д.).

5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Этапы проекта:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями

организационный Подборка игр,

Инвентаря Желание принимать участие в подвижных играх

Основной Разучивание слов в игре.

Создание рисунков о подвижных играх. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество». Активное участие в реализации проекта: участие в беседах, совместная деятельность с родителями на тему: «Подвижные игры дома»

Участие в творческой деятельности при изготовлении коллективной работы Памятки для родителей о «Подвижных играх в семье»

«Через ручеек»

«Попади мешочком в круг»

«самолеты»

«Найди, где спрятано»

«У медведя во бору»

Заключительный Оформление выставки детско-родительских работ

Спортивные игры на улице

«Зимушка –Зима» Активное участие в зимних играх на улице

Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учетом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Физическое развитие Развитие быстроты, ловкости, координацию движения Подвижные игры

«У медведя во бору»

«самолеты»

«Ловишка» Памятки родителям о пользе занятий подвижными играми в домашних условиях

Художественно-эстетическое Слушание музыки, рассматривание картин, иллюстраций Рассматривание иллюстраций о подвижных играх

Речевое развитие Обучение речевок с подвижных игр

«У медведя на бору, грибы, ягоды беру.

Медведь простыл

На печи застыл!»

Разучить стихи с родителями

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья

4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

Продукт проекта:

1. Выставка рисунков о любимой подвижной игре

2. Памятки родителям «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

3. Спортивные игры на улице «Здравствуй Зимушка – Зима»

Критерии оценки результатов по диагностике

Низкий – движения ребенка в подвижных играх не уверенные, в свободное время в группе и на прогулке не играет в подвижные игры. Не проявляет интереса к игре. Не знает правила поведения во время игры.

Средний – движения ребенка в подвижных играх уверенные но не всегда, в свободное время в группе не всегда играет в игры. слушает инструктора, но не всегда выполняет правила игры. Проявляет интерес к игре через раз.

Высокий –движения ребенка в подвижных играх уверенные и ловкие. В свободное время в группе и на прогулке ребнок организует подвижные игры с другими детьми. Соблюдает все правила игры, проявляет интерес к игре. Слушает инструктора, быстро усваивает речевое сопровождение.

Презентация проекта

1. Выставка рисунков на тему «Любимая подвижная игра»

2. Презентация проекта

3. Спортивное развлечение «Здравствуй Зимушка – Зима»

Рефлексия: в результате работы моего проекта, дети узнали, как важно заниматься подвижными играми, какая от этого польза. Дети понимают что в игры необходимо играть по правилам. Во время игры вырабатываются такие физические качества как быстрота, ловкость, координация движения. Дети научились самостоятельно выбирать и играть в подвижные игры.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции

Негативные последствия Способы коррекции

Некоторые дети не проявляли интерес к игре Подобрать маски, музыкальное сопровождение

Не соблюдали правила поведения в игре Перед игрой рассказать о правилах поведения в игре

Дети не занимаются подвижными играми в домашних условиях Раздать родителям памятки с играми

Литература:

1. Берестова З. И. ; Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.

3. Интернет ресурсы

4. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры», Айрис Пресс М. : 2003, 192с.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у.

Формирование устойчивого интереса детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№15» Из опыта работы воспитателя старшей.

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности Консультация для педагогов. Хорошее здоровье- фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития. Именно в детстве закладываются.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

Мастер-класс по физической культуре для воспитателей «Подвижные игры с фитболами» На мастер классе – я хочу вас познакомить с тем, как организовать игры с фитболами. Ведь всем нам известно, что игра – наиболее доступный.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Д. С. Лихачев. :Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Во все.

Сценарий совместной деятельности инструкторов по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста Сценарий совместной деятельности инструкторов по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Встреча со спортсменом.

Библиотека изображений:

Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры

МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»

Датченко С.В.

Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообразие в монотонную учебную жизнь может сюжетно-ролевой урок. Особый интерес вызывает проведение таких уроков в начальной школе.

Я нахожусь в постоянном поиске новых путей активизации учащихся. Уроки становятся активными тогда, когда они по своей сути превращаются в диалог учителя и учеников, а также учеников между собой. Таким диалогом становятся мои нестандартные уроки, каждый из которых - постоянный поиск педагогических находок.

Чтобы свой неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, нужно запечатлеть его в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Я хочу понять себя и быть понятой другими, я для каждого случая ищу заново, какими средствами выразить это свое? Ведь выразить себя я хочу так, чтобы остальные узнали о моей боли, радости, сомнении, восторге.

Моя заповедь: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». Целью своей работы считаю не только овладение ЗУНами, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности.

В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

В развивающем обучении игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов.

В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Даны игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия.

Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий.

На своих сюжетных уроках используются материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показывают слайды и фильмы. Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяют музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку.

Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

Конспект сюжетно-ролевого урока «Путешествие на остров «Чунга-Чанга».

Раздел : «Гимнастика».

Тема урока: «Совершенствование способов преодоления препятствий».

Цель на блок уроков (Преодоление препятствий).

    Содействие формированию творческой самоответственной личности, способной к саморазвитию.

    Развитие волевой сферы.

    Развитие двигательных способностей.

Задачи урока :1. Способствовать формированию у обучающихся умения

успешно действовать в условиях преодоления препятствий.

2. Развитие интеллектуальных, коммуникативных

способностей.

3. Развитие физических качеств: скоростно-силовых,

быстроты, ловкости.

4. Воспитание сплоченного коллектива, чувства

товарищества, взаимовыручки.

5. Развитие уверенности в своих силах и способностях.

Оформление зала: одна из стен зала украшена панно, на котором изображен остров с пальмами, солнышком, облаками, животными (слон, тигр, черепахи, обезьяны, крокодилы, львы, попугаи). Контур зала (острова) отмечен стойками, на которых закреплены пальмы.

Ход урока :

    Вход в зал под «Олимпийский гимн». Свой урок я начала с входа в зал под ритмичную музыку. Такой рефлекторный сигнал помогает более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей и помогает настроить их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, которые улучшают отношение к предстоящей учебной деятельности. Построение, приветствие, рапорт.

Учитель - Урок у нас с вами сегодня предстоит необычный. За окном холодно и морозно, а мы чтобы немножечко согреться отправимся в путешествие на замечательный сказочный остров «Чунга-Чанга», где очень тепло и солнечно. Надеюсь, что урок вам понравится, вы узнаете что-то новое, станете немножечко сильнее, немножечко быстрее. (1 мин.)

    Учитель - Прежде чем мы начнем урок, я хочу рассказать вам о мальчике Пете. (Использование информационных технологий - презентация «зарядка», которая помогла мне изложить теоретический материал). (1-3 слайд) . Чтение стихов (по очереди учащиеся читают). Вопрос? Как вы думаете, ребята, все ли Петя делал правильно? И почему? Что делал правильно, а что может быть нет? А как бы поступили вы? С чего начинается ваше утро? А для чего вообще нужна зарядка? (Выслушать ответы детей). Я предложила ребятам технологию ситуативного обучения – была предложена ситуация-оценивание, требующая собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения (нужно было оценить деятельность мальчика Пети). (4-5 слайд).(3 мин)

    Учитель - А сейчас ребята давайте с вами составим правила, которых мы с вами должны придерживаться при выполнении утренней зарядки? (Путем анализа действий предложила ребятам составить правила выполнения утренней зарядки). (6-7 слайд). Закрепление правил выполнения утренней зарядки.

    Где и в каком месте лучше всего провести зарядку?

  • Какие включать упражнения?

    Сколько должно быть упражнений?

    С каких упражнений мы начинаем и какими упражнениями заканчиваем (очередность выполнения упражнений)?

    Выполнять под музыку? (3 мин)

Учитель – (8 слайд). Ой, а что это у нас за «абра-кадабра» такая написана? Что за «страшилка» такая? Здесь наверное, что-то неправильно? Ребята, вы не могли бы мне помочь? Подскажите, что здесь не так? Какие орфограммы здесь нужно применить, чтобы правильно написать слово «зарядка». (Выслушать предложения учащихся по правилам). А давайте проверим, если вы правильно назовете орфограмму, то наша страшилка исчезнет. (Если учащиеся правильно вставят буквы, то исчезнет «Страшилка» и появится «Солнышко»). Спасибо. А кто знает пословицы или поговорки о зарядке, о спорте? Назовите мне их, пожалуйста.

Здесь я использовала межпредметные связи (с русским языком). Такие задания я использую давно. На каждом уроке, начиная с первого класса, мы с ребятами заучиваем по 2-3 неизвестных слова, правописание которых я ребятам объясняю и вывешиваю эти слова на видное место, чтобы, пробегая или проходя мимо, постоянно невольно наталкиваться на это слово. Таким образом, идет зрительное восприятие этих слов. Так делается 6-8 уроков, а затем мы пишем словарные диктанты. Данная технология позволяет повышать физкультурную грамотность на уроке. (3 мин)

    Учитель - А теперь я прошу вас построиться. Дорога к нашему острову неблизкая и трудная, по дороге встретятся всевозможные препятствия и мы должны суметь их преодолеть. Вы похожи на настоящих туземцев и мы можем отправляться в наше путешествие. Вы готовы. Но нам нужно хорошенько размяться и приготовиться к далекому путешествию. А я проверю, готовы ли вы меня слушать, внимательны ли вы. Для этого я прошу выполнить мои команды. (Повороты, перестроения).

И начнем мы с ходьбы. (Класс, на право). Ходьба (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, прыжками в полном приседе – обратить внимание на осанку). (3 мин). Переход на бег в спокойном темпе (По периметру пальм, бег приставными шагами, с подскоками, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени). Ходьба с восстановлением дыхания. (3 мин).

6. Учитель - А сейчас разминка. На острове «Чунга-чанга» все племена разминаются под свою любимую музыку, как вы думаете какая это музыка? Правильно - под музыку «Чунга-чанга» в движении:(3 мин)

    Наклоны головы.

    Потягивания.

    Рывки руками (прямыми).

    Рывки (согнутыми руками).

    Повороты туловища.

    Взмахи ногами.

  • Прыжки в полном приседе.

Начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. В целях облегчения и ускорения процесса врабатывания учащихся я использовала функциональную, ритмичную музыку, которая выполнила роль инициатора двигательной активности на фоне положительных эмоций и подвела организм детей к высоким физическим нагрузкам, запланированным в основной части урока. Музыка соответствовала данному возрасту и настроила ребят на урок-путешествие.

    Учитель - А теперь мы будем преодолевать полосу препятствий, которая встала у нас на пути. (Объяснение последовательности выполнения полосы препятствий (по свистку, на скорость под музыкальное сопровождение «Чунга-Чанга» - 2-4 раза): переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек, изображающих пальмы, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), обегание пальм, кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финиш). (6 мин)

В основной части урока ребята, на основе сложившихся у них навыков и умений, преодолевали препятствия. Моторную плотность урока старалась повысить, используя поточный метод выполнения упражнений. При выполнении и оценке деятельности учащихся использовала дифференцированный и индивидуальный подход (Вскок на колени или на полную стопу, продвижение по скамейке с помощью рук или используя помощь ног).

    Учитель - А теперь представьте, что племена на этом острове вели между собой непрерывную войну. Но один раз в году они прекращали воевать, приходили друг к другу в гости, чтобы состязаться в мирном поединке. Вот и мы сейчас постараемся выяснить, какое из наших племен сильнее, быстрее, ловчее. А чтобы я смогла различать ваши племена, мы наденем ожерелья (раздаю ожерелья, выполненные их цветных ниток для вязания, пробок от пластиковых бутылок и цветной бумаги). Я прошу стать под левую руку то племя, у которого на ожерелье изображена черепаха, а под правую руку стать то племя, у которого на ожерелье изображена мартышка. Состязания предстоят нелегкие, и только, то племя, которое преодолеет первым все преграды, выполнит все задания, сможет победить. Чтобы состязания проходили справедливо, следить за ними будет наш старейшина, он будет заполнять протокол наших соревнований. (Старейшиной можно выбрать ученика, который на данном уроке освобожден или относится по состоянию здоровья к специальной медицинской группе).

Эстафеты:

    «Сбор ананасов» (мячей гандбольных в чехлах по три штуки).

Ананасы собирайте,

да, смотрите, не зевайте.

Племя рядышком сидит,

наблюдает и следит.

    «Укротители мустангов». Вы мустангов укротите,

Быстро на спину вскочите.

Пролезая под живот,

Удивите весь народ.

Пролезание по скамейке, подтягиваясь на руках, подлезание под козлом.

    «Кокосовый теннис». Кокос сбиваем палкой мы-

На нас не упадет.

И каждый осторожненько

На финиш попадет.

Теннисными ракетками вести воздушные шарики.

    «Эстафета зверей». Первая пара - жираф. (Один берет за шею другого, второй за пояс). На обратном пути, меняются местами. Вторая пара - со связанными резинкой ногами, обняв друг друга за пояс, изображают кенгуру. Один человек - изображает краба (в упоре сзади, передвижение на руках, спиной вперед, до стойки, назад бегом). Один человек – изображает паука (в упоре сзади, передвижение лицом вперед).

    «Бег парами в обруче».

    «Собери свою эмблему». Дойти до линии, переставляя свои следы (сделаны большие следы животного, который будет изображен на эмблеме). (Выследим крупного зверя, когда соберем все кубики). Первый относит пакет с кубиками, а последующие, доходят, берут кубик, возвращаются назад бегом со следами. Когда все кубики будут на линии старта, собрать из них эмблему.

    « Большая заключительная эстафета»: переползание по скамейке с помощью рук, подлезание под козла, пробегание по перевернутой скамейке, кувырок, обегание стоек-пальм, метание в цель (щиты с изображением животных), прыжки на скакалке (5 раз), кувырок, пробегание по перевернутой скамейке, прыжок через козла, переползание по скамейке с помощью рук, финишный бег назад на линию старта.(13-14 мин)

На своих уроках часто использую технологии на основе учебной игры. Во второй половине основной части урока использовала сюжетно-ролевые игры, эстафеты с речитативами, которые содействовали воспитанию у учащихся взаимовыручки, взаимопомощи, чувства коллективизма, чувства ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.

На уроке использовала нестандартное приготовленное оборудование: стойки, мячи в чехлах, метательные снаряды («кокосы»), кубики-пазлы, щиты-мишени.

Учитель - А теперь я прошу наши племена построиться в одну шеренгу для подведения итогов наших соревнований. Но прежде чем мы начнем наше награждение, мы должны успокоиться. Я предлагаю вам закрыть глаза и все упражнения выполнять с закрытыми глазами. (Звучит успокаивающая музыка – «звуки леса»). Сделать глубокий вдох и не дышать – выдох (3 раза). Взявшись за руки, руки вперед, вверх, подняться на носки, опуститься, согнуть правую ногу и поднять ее вперед, а теперь левую. Отпустить руки, коснуться правой рукой кончика носа, а теперь левой рукой (3 раза). (3 мин).

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии всех систем организма. В заключительной части урока использовала упражнения, направленные на обеспечение плавного снижения физической и эмоциональной активности учащихся, а также создание благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей учебной деятельности. Здесь были выполнены упражнения на расслабление, внимание.

    Учитель - Домашним заданием для вас ребята будет: составить комплекс упражнений для утренней зарядки, с учетом тех правил, которые мы с вами сегодня вывели. И попытаться нарисовать веселого жителя племени «черепах» или «мартышек», выполняющего какое-нибудь физическое упражнение.

Подведение итогов соревнований. А теперь в знак того, что наши состязания сегодня действительно прошли мирно, я предлагаю вам выйти из зала, взявшись за руки. Ведь не смотря ни на, что вы один дружный, сплоченный коллектив.

На нашем календаре настроения есть два кармашка, в которых лежат в тучки и солнышки. Я предлагаю вам, выходя из зала взять солнышко себе на память, если урок вам понравился, а если не очень понравился, то предлагаю вам взять тучку. Спасибо вам за урок. Выход из зала под музыку «Герои спорта».(2-3 мин).

Необходимый инвентарь : 6 гандбольных мячей, 4 скакалки, 2 обруча, 4 шарика, 2 ракетки теннисные, 8 кубиков с рисунками, 2 корзины под мусор, 2 мишени, остров, 6 стоек-пальм, медали, ожерелья, протокол соревнований, 2 снаряда для метания, табличка со словом «зарядка», 4 следа, 6 ковриков, 2 пакета, наряды для туземцев, секундомер, свисток, 2 козла, 4 гимнастических скамейки, 4 мата, мультимедийное оборудование.

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на автомобиле».

На уроке физической культуры с 1 класса учитель должен научить детей ходить и бегать в колонне, соблюдая дистанцию.

Для детей, которые имеют физические и психические дефекты это очень сложная задача. С этой целью я использую сюжетно ролевую игру « Путешествие на автомобиле», один из вариантов, разработанный мною, игры «Светофор».

Цель игры:

Обучение техники бега;

Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

Так как ребята, двигаясь в роли автомобиля, забегают (заезжают) на заданные станции и выполняют упражнения, идет развитие многих физических и психических качеств, а именно пространственно временной ориентации, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, силы, ловкости, гибкости и других;

Идет корректировка недостатков психической деятельности (страх, завышенная самооценка, неадекватность в сложных двигательных ситуациях.)

Игра имеет оздоровительную цель.

Воспитывает выдержку стремление к победе.

Сюжетно ролевую игру можно проводить с 1 по 4 класс. С возрастом упражнения, которые выполняются на станциях, усложняются. Ребенок легко включается в игру, соблюдая правила игры, сам того не подозревая, учится и развивается.

Необходимый инвентарь для игры:

Светофор (зелёный, желтый, красный лист картона). Картинки машин различных марок, которые можно прикрепить или повесить на шею. Карточки с названием и рисунками станций (погрузка, разгрузка, смазка, заправка). Жетончики по 6 штук на учащегося.

Вводная организационная часть.

Построение.

Комплекс суставной гимнастики в чередование с дыхательными упражнениями.

Основная часть.

Учитель объявляет учащимся, что сегодня они отправляются в путешествие на автомобилях по дороге, которая находится по краям спортзала. Чтобы двигаться по дороге и не совершить аварии, необходимо соблюдать правила дорожного движения, такие как расстояние, между автомобилями, обгонять только с левой стороны, при остановке сохранять дистанцию. Ребята выбирают, какой машиной будут («Жигули», «Москвич» и т.д.).

Детям раздаются эмблемы с рисунками автомобиля, которые прикрепляются.

Зал это площадка по периметру, которой располагается дорога. Дорога имеет по краям обочины. Через определенный интервал на дороге располагаются станции. (Станция» Погрузка», станция «Разгрузка», станция «Заправка», станция «Смазка»).

Станция» Погрузка»:

Инвентарь: гантели весом 1 кг.

Учащиеся выполняют упражнения с гантелями. 5 -6 упр, на развитие силы мышц. Можно сказать детям, что мы на эту станцию заезжаем загружаться. Загружаем силу для нашего организма, через упражнения с гантелями. Упражнения выполняются из исходного положения, стоя, сидя и лежа.

Станция «Разгрузка».

После того как мы погрузили нашу машину её необходимо разгрузить.

Упражнения на расслабление. 3-4 упр. По 8-10 раз.

Это могут быть упражнения из аутогенной тренировки или упражнения из игры «Деревянные тряпочные куклы» (деревянные куклы мышцы напряженные, тряпочные мышцы расслабленные). И.П. лежа и сидя.

Двигательные действия усваиваются лучше, если школьник умеет расслаблять мышцы. Владея произвольным расслаблением, можно быстро и хорошо освоить технику новых движений.

Между заданиями я на уроках играю с детьми в игры, в которых дети овладевают мышечным чувством, это такие игры как «Деревянные, тряпочные куклы», «Люди и роботы».

Станция «Заправка».

Машина ездила ей нужно заправиться. Так как мы не настоящие машины мы заправляемся не бензином, а кислородом, который берется из воздуха. Кислородом питаются наши мышцы и весь организм. Поэтому чем его больше, тем лучше. На этой станции дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, 3-4 упражнения.

Станция «Смазка».

После заправки машине необходимо масло для смазки. Но мы живые машины и смазываем свой двигатель и все части движениями в суставах.

Упражнения суставной гимнастики. Упражнения выполняются на все крупные суставы.5-6 упр.

Станции располагаются по «дороге» на одинаковом расстоянии друг от друга. Над каждой станцией прикрепляется карточка с названием и описанием станции.

Для того чтобы школьники двигались от станции к станции без задержки, необходимо заранее рассчитать время выполнения упражнений на разных станциях. Оно должно быть примерно одинаковым.

Чтобы дети лучше понимали, что нужно бегать, мягко пружиня стопу, можно сравнить ногу с рессорой в машине, которая смягчает толчки и сотрясения. Если рессоры плохие или они сломаны, то машина гремит и быстро изнашивается, так и организм нужно беречь и чтобы он не сотрясался необходимо ногу ставить мягонько, пружинисто на носочек. От станции к станции дети передвигаются медленным бегом.

Малая скорость и темп бега создают оптимальные условия для обучения правильной постановки головы и туловища, для корректировки работы рук и ног. Положения тела во время бега зависит от постановки головы. Наклон головы ведет к увеличению наклона тела, а от положения тела во многом зависит вся техника бега. Поэтому с самого начала нужно учить держать голову прямо, смотреть перед собой, прямо держать туловище, не наклоняться вперед.

По ходу игры учитель дает команды, например:

«КамАЗ» на погрузку, «Нива» на разгрузку, «Жигули» на смазку и т.д.

Ребята-машины передвигаются по дороге, соблюдая дистанцию, внимательно смотрят на светофор.

Красный останавливаются, желтый, внимание, смена цвета, зеленый движение.

Команда «Обочина»- машина, которой дана эта команда. Выезжает на обочину, останавливается, ждет команды «Движение».

Правила игры: по дороге передвигаться, соблюдая дистанцию 2-3 шага. Следить за светофором. При движение слушать команды. Выполнять команду сразу.

Запрещается – обгонять справа, наезжать на впереди едущего товарища, останавливаться.

Игра начинается с движения по дороге.

Со временем, по мере подготовки учащихся, подключаются станции.

За нарушение правил взимается жетон.

Жетоны выдаются в начале игры, по 6 жетонов на игрока.

Выигрывает тот, у кого в конце игры осталось больше жетонов.

Игра используется во вводной части урока. Она организовывает ребят, готовит организм к предстоящей нагрузке. Отвлеченные от мысли о результате, школьники значительно быстрее овладевают техникой движения.

Учитель на протяжении всей игры занимает самое выгодное место - расположение в спортзале и исполняет роль «светофора», «ГАИ», и руководителя.


СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕТАТИВОМ для 1 - 4 класса

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, кроме того, они являются ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности. «Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом» (В.Е. Гриженя). Игра может проводиться в самых различных условиях: в зале, на спортивной площадке, в рекреации как во время уроков по физической культуре, так и во время внеклассных мероприятий, использоваться как средство активного отдыха в оздоровительном лагере. При этом возраст и количество участников могут быть совершенно различными и ничем не регламентироваться.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.
Описание: игры активизируют познавательную деятельность, развивая наблюдательность, внимание, двигательную память, воображение, сообразительность. Социальное значение игры связано с тем, что игры носят коллективный характер и приучают взаимодействию, которое строится на чувстве товарищества, солидарности и ответственности. методически правильно построенные и систематически используемые подвижные игры оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, дыхательную и другие системы организма. В процессе игры повышается функциональная деятельность, вовлекаются в работу крупные и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах, совершенствуются двигательный и зрительный анализаторы.
Цель: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности в процессе применения подвижных игр,
Задачи:
1. Воспитание потребности к подвижным играм;
2. Воспитание коллективизма, взаимодействия и взаимопонимания; потребности в движении, общении, самостоятельности, получении положительных эмоций, новизне, самоутверждении;
3. Раскрытие потенциала каждого ребенка;
4. Комплексное развитие физических качеств;
5. Удовлетворение биологических и социальных потребностей занимающихся.

Здоровье подрастающего поколения вызывает сегодня серьезную обеспокоенность и является предметом заботы государства и общества. Для решения данной проблемы большое значение имеет формирование физической культуры личности школьника, в содействии развитию которой большое значение имеют подвижные игры, позволяющие прививать устойчивый интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения в контексте ведения здорового образа жизни.
Эффективность процесса физического воспитания напрямую связана с повышением творческой инициативы, самостоятельности, расширением средств физического воспитания, удовлетворением актуальных потребностей личности ребенка в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Все эти задачи с успехом могут решать подвижные игры.
Н. К. Крупская называла игру «естественной потребностью растущего детского организма». Подвижная игра имеет неограниченные возможности по той простой причине, что она способствует удовлетворению многих потребностей одновременно: в движении, самоутверждении, получении положительных эмоций, разрядке, общении, самостоятельности, новых впечатлениях и т.д.
Большое количество подвижных игр по своей сути являются очень похожими, различаются отдельными нюансами правил, но имеют одинаковое основное содержание: один или несколько водящих, догоняют и ловят других игроков, после чего пойманные игроки меняются с ними местами.
Вашему вниманию предлагается несколько вариантов подвижных игр, которые имеют словесное сопровождение (речитатив), что делает их более эмоциональными и выразительными, способствуя развитию творческого воображения. Данные игры используются в основном с детьми, обучающимися в начальной школе.

1. «Два мороза»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на противоположных концах зала или площадки, на расстоянии 10-15 метров отмечаются параллельными линиями «дом» и «школа». Из числа играющих выбираются два «мороза» - «мороз синий нос», и «мороз красный нос», все остальные «ребята», которые располагаются за линией дома. Посредине между «домом» и «школой» стоят два «мороза».
Содержание и ход игры: морозы обращаются к ребятам со словами:
«Мы два брата молодые, два мороза удалые!»
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я мороз – красный нос!»,
другой: «А я мороз – синий нос!»,
и вместе: «Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?»
Ребята все вместе отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После этих слов играющие бегут из дома в школу. Морозы ловят, «замораживают» пробегающих, и те тут же останавливаются на том месте, где их «заморозили» морозы. Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой, и они присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбирают новых морозов из числа непойманных игроков, а пойманных подсчитывают и отпускают, после чего они присоединяются к остальным игрокам, после чего игра начинается сначала.
Правила:
Играющие должны выбегать из дома только после произнесения слов, при этом нельзя бежать обратно в дом или останавливаться на месте.
Если играющий не соблюдает данные правила, он считается пойманным.
Пойманный должен оставаться на том месте, где его «заморозили».
ускорения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает к коллективным действиям и взаимовыручке, учит организованно бегать, одновременно и по сигналу включаться в игру, при этом, развивая самостоятельность и инициативу, творческое воображение. Игра развивает быстроту, скоростную выносливость, ловкость.
Методические рекомендации:
Поскольку игра носит тематический характер, её целесообразно проводить осенью или зимой.
Если игра проводится на воздухе, то речитатив можно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?».
Пойманные игроки, чтобы не замерзнуть от длительного стояния могут выполнять двигательные действия, например прыжки.
В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а также лучшая пара водящих.
Если позволяет время, желательно, чтобы все играющие побывали в роли морозов.
Если игра проводится в смешанном составе (мальчики и девочки вместе), то можно выбрать в качестве водящих мальчики и девочку, при этом девочка «морозит» девочек, а мальчик мальчиков.
Игру можно проводить, начиная с 1 класса.


3. Выбор неподготовленных водящих.
4. Проведение игры не соответствует сезону.

2. «Гуси - лебеди»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: по сторонам зала или площадки длинной линией отмечают «дома» «гусей», между ними «волчье логово». Одного или нескольких играющих выбирают «волками», другого «хозяйкой гусей»; остальные участники – «гуси» и «лебеди». Волк становится в логово, гуси – лебеди в своем доме, хозяйка в стороне от гусей.
Содержание и ход игры: хозяйка гусей подходит к дому и громко говорит:
«Гуси – гуси!»
Гуси отвечают: «Га-га-га!»
Хозяйка спрашивает: «Есть хотите?»
Гуси отвечают: «Да, да, да!»
Хозяйка предлагает: «Так летите же домой!»
Гуси отвечают: «Серый волк под горой, не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет!» Хозяйка говорит: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят к себе в дом, а волк их ловит. Пойманные гуси идут в логово к волку, а игра продолжается.
Правила:
Гуси вылетают в поле, и волк начинает их ловить только после слов хозяйки.
Ловить можно только до границ дома.
Когда волк поймает несколько гусей, игра заканчивается, выбирается новый волк и хозяйка гусей и игра начинается сначала.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в сочетании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает организованно действовать в коллективе, одновременно и быстро включаться в игру, развивает навыки выразительной речи, творческое воображение, инициативу, ловкость, смелость.
Методические рекомендации:
Разучить текст нужно до начала игры.
Когда в игре принимает участие небольшое количество играющих, то можно продолжать игру до тех пор, пока волк не переловит всех гусей.
Если игра проводится впервые, то роль «хозяйки» может выполнять сам преподаватель, который может правильно воспроизвести речитатив.
На роль хозяйки лучше выбирать кого-либо из детей, освобожденных от занятий физической культурой.
Детям, которые находятся в логове волка, можно давать какое – либо простое задание (приседания, прыжки на месте и т.п.).
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Слишком большие размеры площадки.
3. Редкая смена ролей в процессе игры.

3. «Мы веселые ребята»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится квадрат, размеры которого зависят от количества играющих. Из числа играющих выбирается водящий.
Содержание и ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, в центре которого находится водящий. Игра начинается с того, что играющие идут по кругу в заранее обозначенную сторону, произнося речитатив:
«Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать,
Но попробуй нас догнать!
Раз, два, три – беги!»

После произнесения этих слов играющие размыкают руки, и стараются выбежать за пределы размеченного квадрата. Водящий старается осалить любого из игроков, после чего пойманный игрок становится помощником водящего.
Варианты игры: все они проводятся по правилам основного варианта игры, но сюжетно-ролевая основа у них разная.
Совушка – сова.
Из числа играющих (мелких зверушек) выбирается Совушка – сова, которая сидит в середине круга, играющие ходят по кругу и произносят речитатив:
В лесу темно, все спят давно,
Но лишь одна сова не спит,
На суку сидит, головой вертит,
Но вдруг, как полетит!

После произнесения речитатива сова старается догнать и осалить детей.
Усатый сом.
На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив:
Под камнями сом не спит,
Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки, не зевайте,
Все на берег выплывайте!

После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.
Кот Васька.
На площадке на колышки натягивается шнур на высоте 50-70 сантиметров от земли. Выбирается водящий – «кот Васька», который сидит на полу или на стуле на расстоянии 3-4 метра от шнура.
Кот Васька произносит слова:
На скамейке, у ворот
Отдыхает Васька кот.
Васька мышек сторожит,
Притворился, будто спит.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!

Дети осторожно, не задевая шнур, проползают и подходят к коту.
После слов последней строчки кот говорит мяу, - и начинает ловить мышей, которые убегают от него, не пролезая под шнуром, а оббегая его с любой стороны. Осаленные котом мыши идут в плен к коту. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего мышонка, который затем становится водящим.
Правила:
Играющие не имеют права убегать раньше, чем будет произнесен весь речитатив.
Водящий не имеет права осаливать игроков, которые находятся за пределами квадрата.
Игра продолжается, пока количество водящих и образующих круг не будет примерно одинаково.
Педагогическое значение: игра способствует воспитанию выдержанности, решительности, сообразительности, воспитывает ориентацию в пространстве и умение быстро бегать.
Методические рекомендации:
Нужно следить за строгим соблюдением правил, чтобы игроки не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова.
Необходимо следить за тем, чтобы водящий находился в центре круга и не покидал его раньше времени.
Для обеспечения безопасности занимающихся нужно, чтобы свободная зона за пределами квадрата была не менее 3 метров.
Для того, чтобы игра проходила интересно, можно сделать так, чтобы игроки образовывали круг, стоя спиной к водящему.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Играющие всегда идут в одну сторону, а не чередуют направление движения при очередном повторе игры.
3. Игрокам всегда предлагается один и тот же вариант игры.

4. «Слепой медведь»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится большой круг – «берлога», в котором располагаются играющие «медвежата», из числа играющих выбирается водящий, которому завязывают глаза - это «слепой медведь».
Содержание и ход игры: играющие становятся вокруг медведя на расстоянии 2-3 метров и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и старается поймать кого – либо из играющих, которые от него убегают.
Правила:
Того, кого поймает медведь, становится слепым медведем.
Если медведь выходит за пределы игровой площадки (берлоги), играющие громко говорят:
«А куда поставил ногу?
Ты иди медведь в берлогу!».

Медвежата должны непрерывно хлопать в ладоши.
Речитатив: игра может начинаться словами:
Мы зверята, медвежата,
Ловит нас медведь лохматый,
Нас поймать совсем непросто,
Хоть мы маленького роста!

Преимущественный вид движений: ходьба, бег, со сменой направления движения и остановками.
Педагогическое значение: игра воспитывает умение ориентироваться в пространстве без использования зрительного анализатора.
Методические рекомендации:
Если играющих много, можно выбрать несколько слепых медведей.
Можно давать возможность медведю приподнимать повязку стоя на месте, для того чтобы сориентироваться, после чего надеть повязку и продолжить игру.
Речитатив лучше разучить до начала игры.
Если медведь не справляется, то его можно поменять до окончания игры.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большой размер площадки для игры.
2. Неоптимальное для игры количество медведей.
3. Редкая смена водящих.

5. «Маляр и краски»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на расстоянии 10-20 метров чертят две параллельные линии и на одной из них устанавливают гимнастическую скамейку. Сбоку между линиями чертят дом «маляра», который выбирается из числа играющих, выбирается водящий, остальные игроки становятся «красками».
Содержание и ход игры: краски садятся на гимнастическую скамейку или на землю за линией. Водящий распределяет между играющими цвета красок: красная, синяя, желтая, черная и т.д. Маляр при этом занимает место в доме. По сигналу к водящему подходит маляр и спрашивает у него:
Я пришел к тебе за краской
Занимаюсь я раскраской,
Разреши мне краску взять?

Водящий отвечает:
«А какую тебе дать?"
Маляр называет любой цвет краски. Участник игры с названием этой краски быстро встает со скамейки и бежит до второй линии.
Правила:
Маляр должен догнать краску и отвести её в свой дом.
Если маляр не поймает краску, то она возвращается в свой дом и меняет цвет, после чего игра повторяется.
Побеждает маляр, поймавший наибольшее количество красок, или краски, которые ни разу не были пойманы.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, быстроту реакции.
Методические рекомендации:
Если играющих много, то можно одновременно называть несколько красок.
Так же можно выбирать нескольких маляров.
Если маляров несколько, то 2-3 игрока могут быть красками одного цвета.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое количество цветов красок, что приведёт к тому, что многие цвета не будут названы.
2. Редкая смена маляра, что приводит к его перегрузке.

6. «Воробышки - попрыгунчики»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук, перед их ногами чертится круг, из числа играющих выбирается водящий - «кошка», остальные играющие «воробьи».
Содержание и ход игры: играющие - «воробьи» запрыгивают и выпрыгивают за пределы круга, а водящий - «кошка», стоящий в кругу, старается их осалить.
Правила:
Водящий имеет право пятнать игроков только в пределах круга.
Побеждают игроки, которые сделали наибольшее количество прыжков в круг и обратно до окончания игры.
Пойманные игроки могут становиться помощниками кошки.
Игра заканчивается, когда «кошки» переловят всех «воробьёв».
Речитатив: перед началом игры играющие, стоящие за кругом - «воробышки» произносят слова:
Мы воробышки, мы крошки
Дразним, дразним злую кошку
Кошка ловит нас давно,
Не поймает все равно!

Педагогическое значение: игра содействует развитию ловкости и внимания, у водящего развивается наблюдательность, сообразительность и расторопность.
Преимущественный вид движений: прыжки.
Методические рекомендации:
Если присутствует большое количество ребят, то можно разделить их на несколько команд или по половому признаку.
Если уровень подготовленности игроков достаточно высокий, можно дать задание прыгать на одной ноге, произвольно меняя ногу.
В качестве кошки нужно выбрать наиболее ловкого водящего.
Чтобы нагрузка между играющими была распределена равномерно, можно просто давать штрафные очки тем игрокам, которых поймала «кошка».
Если играющие достаточно хорошо подготовлены, можно расположить их спиной к кругу и выполнять прыжки спиной вперёд.
Организационно-методические ошибки:
1. Размеры круга слишком велики.
2. Играющим не даётся задание подсчитать количество прыжков.
3. Руководитель не поощряет игроков к проявлению активности и те просто стоят, не выполняя прыжков.

7. «Птица в клетке»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: в зависимости от количества участников игры чертится круг, играющие располагаются вокруг круга. В центре круга стоит один из играющих – это «птица в клетке», возле которого располагается водящий («птицелов»), все остальные играющие располагаются за пределами круга.
Содержание и ход игры: играющие стараются выручить «птицу в клетке», забежав в круг и коснувшись её рукой, а водящий старается запятнать выручающих игроков.
Правила игры:
Водящий может ловить только игроков, находящихся в пределах круга.
Если ему это удается, то пойманные игроки становятся «пойманными птицами» и занимают место в центре круга.
Если им удается выручить пойманную «птицу», то игрок, который это сделал, становится водящим или пойманной «птицей».
Речитатив: игра может начинаться словами, произносимыми водящим:
Птицелов я очень ловкий!
Клетка есть и есть сноровка
Я поймаю много птиц,
Дятлов, воробьев, синиц.

Играющие, стоящие за «клеткой» «птицы» отвечают:
В клетке мы не бросим птицу
Дятла, воробья, синицу.
Хоть мы на тебя глядим
Птицу мы освободим!

Преимущественный вид движений: короткие ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает чувство товарищества и взаимовыручки, навыки выразительной речи.
Методические рекомендации:
Если «птицелов» поймал «птицу», она должна всем рассказать о себе (например, сказать название, где живет, чем питается).
В качестве птицелова нужно выбирать наиболее ловкого водящего.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточная мотивировка игроков на оказание выручки.
2. Отсутствие в игре межпредметных связей (отсутствие рассказа о пойманной птицы)

8. «Зайцы в огороде»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: мел, вырезанные из картона морковки, кочаны капусты.
Подготовка к игре: на полу (площадке) чертят два концентрических круга: наружный диаметром 7-9 метров, и внутренний 3-4 метра. Из числа играющих выбирают водящего «сторожа», который находится в середине малого круга, в «огороде». Играющие изображают «зайцев» и располагаются вне большого круга. В пространстве внутри малого круга разбрасывается морковка и капуста, таким образом, чем ближе к центру круга, тем её больше.
Содержание и ход игры: игра начинается с произнесения зайцами речитатива, после чего зайцы стараются, прыгая на двух ногах, проникнуть в огород, взять одну морковку или капусту и вернуться за черту большого круга, а сторож пытается их догнать и осалить.
Правила:
Сторож имеет право ловить зайцев только в огороде.
Зайцы, которых поймали, могут вернуться в игру, если они положат унесенную морковку или капусту на место.
Заяц имеет право брать за один раз не более одного кочана капусты или морковки.
Заяц, которого запятнали, и у которого нет морковки, и капусты выбывает из игры.
Игра заканчивается, когда в огороде не останется морковки и капусты.
Побеждает заяц, который сумел вынести из огорода самое большое количество овощей.
Варианты игры:
Зайцы должны прыгать только на левой или только на правой ноге.
Зайцы должны прыгать в приседе - «заячьими прыжками».
Пойманные зайцы выбывают из игры.
В игре можно использовать диалог между сторожем и зайцами:
Сторож: «Зайки, вы куда пропали?»
Зайки: «Мы в капусте отдыхали!»
Сторож: «А листочки не поели?»
Зайки: «Только хвостиком задели!»
Сторож: (грозит пальцем) «Вас бы надо наказать!»
Зайки: «Так попробуй нас догнать!»
Речитатив: игра начинается со слов, произносимых зайцами:
В огороде растет густо,
И морковка, и капуста!
Проберемся мы туда,
Пусть там сторож,
Не беда!

Преимущественный вид движений: прыжки - ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, прыгучесть, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
При проведении игры нужно внимательно следить за тем, чтобы играющие не уносили более одной морковки или капусты.
Нужно следить за тем, чтобы зайцы прыгали, а не бегали.
При проведении игры осенью на воздухе, можно использовать настоящую морковку.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточное для нормального проведения игры количество «овощей» на площадке.
2. Слишком большой или маленький размер «огорода».

9.«Через кочки и пенёчки»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: гимнастическая стойка.
Подготовка к игре: на одной стороне площадки проводится черта, за которой располагаются играющие. В 10-20 метрах от неё ставится стойка для прыжков – «ёлка». Около стойки становятся три – четыре водящих «пчёлки».
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя ребята выходят из- за черты и идут, высоко поднимая ноги, к стойке (ёлке), произнося речитатив:
Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки,
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал!

С этими словами дети останавливаются вблизи елки и продолжают говорить:
Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки!
Пчелки начинают кружиться вокруг ёлки и жужжать:
Жи-Жи-Жи – хотим кусать!
Играющие отвечают:
Нам не страшен пчёлок рой – убежим скорей домой!
– и убегают за черту, высоко поднимая колени, имитируя бег по лесу.
Пчелки стараются догнать убегающих, коснуться их рукой – «ужалить».
Правила:
Убегать можно только после слов: «Убежим скорей домой!», убежавшие преждевременно, считаются пойманными.
Игроки, которых ужалили пчёлки, выбывают из игры.
Пчёлки могут ловить игроков только после слов: «Вылетают злые пчёлки». Пойманные раньше не засчитываются.
Преимущественный вид движений: бег с высоким подниманием бедра со сменой направления движения.
Педагогическое значение игры: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
Текст необходимо разучить до начала проведения игры.
Можно специально выбрать одного из освобожденных игроков для того, чтобы он произносил речитатив.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра проводится с детьми, незнающими речитатива.
2. Дистанция не соответствует подготовленности детей.
3. Перед началом игры не рассказывается о том, что за насекомые пчелы и их значении в природе.

10. «Волшебная трава»

Место проведения: площадка, спортивный зал, рекреация.
Инвентарь: пучок травы, фант, мелкий предмет.
Подготовка к игре: выбирается водящий – «волк», дети произвольно располагаются на площадке.
Содержание и ход игры: участники игры вместе произносят слова:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,
Глупый волк, зубами щелк, зубами щелк, зубами щелк,
Не поймает волк меня, ведь есть волшебная трава!

После этих слов, водящий начинает ловить детей, которые, видя, что их неминуемо поймают, могут бросить свой пучок травы со словами:
Ты не ешь меня, вот волшебная трава!
Волк обязательно должен сначала поднять траву, и пока он это делает, у играющего есть возможность убежать подальше.
Правила:
Бросать траву можно только один раз.
Игроки, пойманные волком, выходят из игры, или становятся помощниками волка.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
При большом количестве играющих выбирайте несколько волков.
Если вместе играют девочки и мальчики пусть один волк (мальчик) догоняет мальчиков, а волчица (девочка) догоняет девочек.
Можно выбрать несколько волков, которые будут принимать участие в игре по очереди.
Организационно-методические ошибки:
1. Выбирается один водящий при большом количестве играющих.
2. Игра проводится на слишком большой площадке, что увеличивает нагрузку на водящего и уменьшает на остальных играющих.
3. Не учитывается мнение самих играющих (водящие назначаются сами руководителем).

11. «Самовар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: выбирается водящий – это «самовар», все остальные дети- это разные «сладости» становятся в широкий полукруг.
Содержание и ход игры: водящий (самовар) начинает игру со словами:
Самовар кипит, просит чай он пить!
Ведущий спрашивает: С чем же будет чай?
Самовар отвечает, например:
«С малиновым вареньем и хорошим настроением!»
Ведущий отвечает:
«Есть такая сладость!»
После этого игрок «малиновое варенье» должен оббежать вокруг полукруга, как указано на схеме, а самовар старается его запятнать.
Если такой сладости, которую назвал водящий, нет, то ведущий говорит:
Нет сладости такой, ты попей – ка, чай с другой!
После этого игра повторяется, и самовар называет другую сладость.
Правила:
Если водящий запятнал игрока, то тот становится новым водящим.
В конце игры отмечаются наиболее успешные игроки.
Игроки не имеют права оббегать полукруг, пока не произнесены слова речитатива.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
Можно называть две сладости сразу.
Если дети не могут сами придумать себе название сладости, то им можно это подсказать.
Организационно-методические ошибки:
Дети не ознакомлены с сюжетом игры и не знают слов речитатива.

12. «Теремок»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг это «теремок».
Считалкой выбираются звери: «мышка - норушка», «лягушка квакушка», «лисичка -сестричка», «зайка – зазнайка» и «мишка-ловишка», которые становятся за кругом.
Содержание и ход игры: игроки, образующие теремок, ходят, взявшись за руки по кругу, произнося речитатив:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,

Бежит мышка – норушка, останавливается напротив «дверей» и стучит в неё со словами:
«Я мышка – норушка, пустите меня в теремок»,
после чего проходит внутрь круга. Далее, бежит лягушка и спрашивает:
«Кто, кто в теремочке живет? »
«Кто, кто в невысоком живет?»

Мышка отвечает: «Я, мышка норушка. А ты кто?»
Я лягушка – квакушка
Мышка приглашает лягушку:
«Иди ко мне жить»
И таким образом в круг входят все остальные звери, а последним появляется мишка и произносит:
«Я мишка - ловишка»,
после чего все звери выбегают из круга, а мишка старается их поймать.
Правила:
Игра продолжается, пока мишка не поймает двух – трех зверей (по договоренности), после чего игроки меняются ролями.
Звери, спасаясь от мишки, могут пробегать через теремок, а мишка не имеет права этого делать.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
Перед проведением игры нужно ознакомить детей с содержанием сказки.
Все дети в процессе игры должны побывать в различных ролях.
Нужно объяснять ребятам, играющим роль зверей, о том, что можно использовать теремок в качестве защиты, пробегая через него.
Игру лучше проводить на открытом воздухе.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети выполняют в игре только одну роль.
2. Звери, спасаясь от мишки-ловишки, убегают слишком далеко от теремка.
3. Игра проводится в неприспособленном для этого помещении.

13. «Баба - яга»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг, в центре которого водящий - «Баба - яга» (девочка) или Кащей – бессмертный (мальчик).
Содержание и ход игры: игроки подходят к бабе яге (если это девочка) и дразнят её, произнося речитатив:
Баба – яга, - костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!

После этих слов баба-яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих.
Если баба – яга долго не может никого догнать, она говорит:
Ох, стара, совсем я стала,
А может, мало отдыхала,
Хочу Нину
(называет имя любого игрока) попросить ,
За меня детей ловить.
Кащей в таком случае говорит:
Ох, совсем я старый стал,
Слишком долго отдыхал,
Хочу Мишу попросить,
За себя детей ловить!

Правила:
Если баба – яга, или Кащей поймал(а) кого-либо, пойманный становится новой бабой –ягой.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, внимание, находчивость.
Методические рекомендации:
Если водящий мальчик, то игроки произносят речитатив:
Старый Кащей, поел кислых щей,
По лесу бежал, всех зверей распугал,
По полю бежал, об зайца ногу сломал!

Если игра проводится впервые, в роли водящего может выступить сам руководитель.
Если игрок долгое время не может никого осалить, его нужно заменить.
Организационно-методические ошибки:
1. Детям не знают текст речитатива, поэтому путаются.
2. Слишком большая площадка для игры.
3. Излишне продолжительное пребывание одного игрока в роли бабы яги или Кащея.
4. Игра проводится для детей среднего школьного возраста.

14. «Жадный повар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: кегли или вырезанные из картона сосиски, или карандаши, обруч.
Подготовка к игре : считалкой выбирается «повар», который становится в «кухню», представляющую собой квадрат или круг размером 2х3 метра. Посредине кухни кладется обруч, в который ставятся кегли «сосиски». Дети - «котята» становятся вокруг кухни.
Содержание и ход игры: котята произвольно двигаются вокруг кухни со словами:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Жадный повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски!

После этого котята забегают в кухню, стараясь унести оттуда сосиски, а повар старается их осалить. Игроки, осаленные поваром, остаются в той позе, в которой их осалили. Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Правила:
Пойманный котенок должен придумать интересное название своей позе, и после этого он может продолжить игру.
Нельзя уносить больше одной сосиски зараз.
Если повар поймал котенка, который уже унес несколько сосисок, он должен вернуть одну из них на кухню.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Отмечаются котята, которые сумели унести много сосисок.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
При проведении игры в качестве сосисок можно использовать кегли, карандаши или что-либо другое.
«Озвучивание» игры сначала может проводить сам руководитель.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети плохо знают содержание текста.
2. Ребятам не рассказывается о том, что надо помогать животным.



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.