Тафсир аята «Человек получит только то, к чему он стремился». Хафиз Ибн Хаджар

Одним из путей достижения успеха в жизни является честный труд. В Коране Аллах велит: «Человек получит только то, к чему он стремился.» (Наджм, 39).

Однажды Пророк (с) увидел человека с мозолистой рукой, и, взяв его за руку, показал окружающим: «Пламя Ада не дотронется до этой руки. Аллах и Его Посланник любят эту руку. Аллах милостив ко всякому, кто зарабатывает на жизнь честным трудом».

Однажды Пророку (с) сказали, что такой-то постоянно занимается богослужением, а его и его семью содержит брат. Его светлость (с) ответил: «Его брат более любим Аллахом и более праведен, чем он сам».

Его Светлость Али (а) как-то увидел группу людей, сидящих в мечети города Куфы Высинилось, что они постоянно живут в доме Аллаха. Когда кто-то им подает, они едят и восхваляют Аллаха, а когда нечего кушать, они терпят. Имам Али (а) сказал: «И псы точно такие. Едят, когда им подают, и терпят, когда ничего нет». Затем имам распорядился, чтобы их прогнали. Они разбрелись, и каждый из них начал зарабатывать на жизнь честным трудом.

И счастье стучится в дом лишь трудолюбивых людей. Великие мужи Ислама всегда зарабатывали на жизнь в поте лица. Среди сподвижников имамов было очень много ремесленников. А сам имам Али (а) рыл колодцы, вспахивал землю. По ночам Его Светлость (а) сам разносил по домам бедняков мешки с провизией.

Имам Мухаммад Багир (а) работал под палящими лучами Солнца с лопатой в руках. Со лба имама струились капли пота. Один из сподвижников заметил, что подобная работа не к лицу потомку Пророка (с). Имам ответил: «Работа – это своего рода богослужение. Я потому работаю, чтобы я и моя семья не зависели от тебя».

Великие ученые Ислама даже в самые тяжелые для себя дни не переставали заниматься научной деятельностью. Так, Халжа Насреддин Туси свое знаменитое произведение «Шархи-Ишарат» написал в заточении в крепости. А средневековый социолог Ибн Халдун создал свое произведение «Мугаддиме» в ссылке.

Автор книги «Джавахируль-кялам» покойный Шейх Мухаммад Хасан Исфахани Наджафи трудился над этим грандиозным произведением один в течение 30-ти лет. Многие современники недоумевали, как это один человек способен совершить такой объем работы. Но автор был настолько поглощен созданием этого произведения, что даже смерть сына не смогла оторвать его от этого. Рассказывают, что после того, как тело омыли и завернули в саван, стало понятно, что похороны придется отложить до утра, так как наступил вечер. Тело оставили в усыпальнице имама Али (а). Ученый некоторое время прочитал аяты из Корана рядом с покойником, а затем продолжил работу над Джавахируль-кялам». Даже кончина любимого сына не заставила его отказаться от научной деятельности.

(из книги Джафара Субхани «Символ удачи великих людей»)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся ».

Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Милостью Аллаха к людям было то, что Он позволил им вернуться к Богу после совершенного греха через («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками. Таким образом, покаяние – это действие сердца, невидимое снаружи и остающееся только между человеком и Его Господом.

Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Бога, которые могут и тайну исповеди раскрыть другим, и обесчестить тебя перед людьми или использовать твое признание в своих корыстных целях. Покаяние – твое личное дело, касающееся только тебя и Аллаха, именно Его ты просишь о прощении и исправлении. И только Аллах может даровать тебе прощение.

Кроме того, в Исламе нет так называемого «первородного греха» – убеждения, согласно которому все люди несут на себе отпечаток греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. А для очищения от этого греха людям якобы необходимо поверить в крещение Иисуса, ставшее искупительной жертвой за уверовавших в него. Ничего подобного в Исламе нет. Интересно здесь привести слова швейцарского иудея, принявшего Ислам и взявшего себе имя Мухаммад Асад. Он пишет: «Нигде в Коране я не нашел того, что напоминало бы идею о первородном грехе, влияющем на каждого человека. Согласно Корану, « Человек получит только то, к чему он стремился » (53. Ан-наджм: 39). От людей не требуется преподносить какую-то искупительную жертву, да и никто вообще не обязан становиться таким «спасителем», который избавит уверовавших от этого чужого греха» .

В покаянии есть много полезных моментов

Во-первых , человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.

Во-вторых , человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.

В-третьих , покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.

В-четвертых , в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит:

« Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом » (8. Аль-анфаль: 38).

В-пятых , искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит:

« Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный » (25. Аль-фуркан: 70).

В-шестых , человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.

В-седьмых , человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей.

Завершение

В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха? » Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Знай же, что второе затмило собой первое! » .

В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам? » Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела! » Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да! » Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду.

Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” —

  • Хадис приводит имам Ахмад в сборнике «Муснад»: 3/198, а также имам Тирмизи в своем сборнике «Сунан» в главе об описании Судного дня: 3/491.
  • «Путь в Ислам», Мухаммад Асад, с. 140
  • См. » Ключ к обители счастья»: 1/358, 370.
  • Хадис приводит Абу Йа’ля в своем сборнике «Муснад»: 6/155, а также Табарани в сборнике «Аль-му’джам аль-аусат»: 7/132 и он же в » Аль-му’джам ас-сагыйр»: 2/201, а также Дыйа Аль-Макдаси в книге «Аль-мухтара»: 5/151, 152 и сказал: цепочка передатчиков этого хадиса – достоверная. Хайсами в книге «Маджма’уз-заваид» (10/83) сказал: этот хадис привели Абу Йа’ля, а также Баззар с небольшой разницей во фразах, а также Табарани, все с достоверными передатчиками в цепочке передатчиков.
  • Хадис приводит Ибн Аби Аасым в книге «Аль-аахад валь-масани»: 5/188, а также Табарани в «Аль-му’джам аль-кабир»: 7/53,314, Хайсами в «Аль-маджма» (1/32) сказал: хидис приводит Табарани и Баззар с передатчиками, упомянутыми в сборниках «Сахих», кроме Мухаммада бин Харуна (Абу Нашит), но и он являетя достоверным передатчиком.

Дунья – это место деяний, а ахира – место воздаяния. Смерть переносит нас из места деяний в место воздаяния.

Разум отвергает равенство между покорным Богу человеком и между грешником, между притеснителем и притесненным, между убийцей и убитым. А божественная справедливость тем более не приемлет такого равенства. Аллах отвергает равенство между притеснителем и притесненным, между убийцей и убитым, между верующим и неверующим, между покорным и грешником. Всевышний Аллах, велик Он и славен, сказал: «Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (Сура «Сад», аят 28).

В Судный день Всевышний Аллах воздаст каждому по его деяниям. Тот, кто совершал благие дела будет вознагражден Аллахом, а тот, кто совершал скверные дела будет наказан Аллахом за них. Всевышний Аллах сказал: «Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (Сура «Звезда», аяты 39-41).

Всевышний Аллах сделал три места пребывания для людей. Место, созданное для праведников – и это Рай. Место, созданное для грешников – и это Ад. И место, в котором находятся вместе и праведник и грешник – это дунья.

Когда человек умирает, то переходит из жизни в дунья к жизни в ахира. Его кладут в могилу и он пребывает в жизни в Барзахе, пока не наступит Судный день. В ней верующий получает наслаждения, а неверующий получает мучения. Всевышний Аллах сказал о неверующих: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (Сура «Верующий», аят 46).

После жизни в Барзахе Аллах воскрешает людей для Судного дня. Он сказал: «Воистину, День различения назначен на определенное время. В тот день затрубят в Рог, и вы придете толпами» (Сура «Весть», аяты 17-18).

Для Всевышнего Аллаха, сотворившего все сущее не составляет труда воскресить все во второй раз. Он сказал: «Он – Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (Сура «Румы», аят 27).

После того, как Аллах воскресит людей из их могил, Он поведет из на землю отчета (махшар) босоногими и голыми, так, как сотворил их. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут воскрешены в День Суда босоногими, голыми и необрезанными». Аиша , да будет доволен ею Аллах, спросила: «О посланник Аллаха, мужчины и женщины все вместе и будут смотреть друг на друга?» Он ответил: «О Аиша, дело будет больше того, чтобы они смотрели друг на друга».

После этого стояние людей затянется на этом месте и никто не будет говорить, кроме как по разрешению Аллаха. Когда ситуация станет тяжелой для людей они станут просить у пророков ходатайства (шафаа) перед Господом миров для начала Суда. Все пророки будет извиняться за то, что не могут. После этого люди придут к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и он сделает земной поклон своему Господу и будет ходатайствовать за них. Тогда Аллах примет его ходатайство и начнет Суд над рабами.
Далее люди предстанут перед своим Господом и каждый человек найдет то, что он совершал из благих или скверных деяний написанным, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Они предстанут перед твоим Господом рядами: «Вы пришли к Нам такими, какими Мы создали вас в первый раз. Но вы предполагали, что Мы не назначили встречи с вами». Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех – все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (Сура «Пещера», аят 48-49).

Судный день – это день справедливости, а не притеснения, день правды, а не лжи. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости. Воистину, Аллах скор в расчете!» (Сура «Верующий», аят 17).

Если в мирской жизни говорил только язык, а остальные органы молчали, то в Судный день язык будет запечатан, а все остальные органы будут свидетельствовать о том, что совершал человек из благих или скверных деяний. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (Сура «Ясин», аят 65).

В день Суда верующий мусульманин получит книгу своих деяний с правой стороны, а неверующий получит книгу своих деяний с левой стороны или из-за спины, а после этого Всевышний Аллах установит Весы Мизан для того, чтобы взвесить благие и скверные деяния. Аллах, велик Он и славен, сказал: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (Сура «Пророки», аят 47).

После того, как будет завершено взвешивание деяний тот, чьи весы окажутся тяжелыми от благих деяний попадет в Рай и спасется. А тот, чья чаша весов окажется легкой из-за отсутствия благих деяний погибнет и попадет в Ад. Всевышний Аллах, велик Он и славен, сказал: «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» (Сура «Верующие», аяты 102-103).

Все люди будут стоять в Судный день в ожидании отчета и воздаяния. Солнце приблизится к ним и они будут находиться в поту по мере их деяний. Верующие будут находиться в тени Арша Милостивого Аллаха, в тот день, когда не будет другой тени, кроме его тени.

У каждого пророка будет свой водоем (хауд), из которого выпьют он и его народ прежде, чем войти в Рай. Водоем нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, самый большой из них и самый великий, и к нему подойдет больше всего людей. Вода из него будет белее молока, слаще меда, а запах приятней запаха миска. Кто выпьет из него один раз, тот никогда больше не испытает жажды. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мой водоем равен расстоянию пути в один месяц. Вода из него белее молока, его запах приятнее миска, сосуды вокруг него, как звезды на небе. Тот, кто выпьет из него, никогда не испытает жажду».

Затем над Адом будет устлан мост Сырат, через который пройдут первые и последние после того, как они выйдут из место стояния. Быстрее всего по нему пройдут люди, которые были самыми быстрыми и лучшими в ответе Всевышнему Аллаху. Из них будут те, кто пройдет подобно молнии, подобно ветру, подобно скачке на коне. Среди них будут те, кто упадет в Ад, чтобы очиститься от грехов, а потом выйдет из него – это грешники из верующих. Но среди людей есть и те, кто упадет в него и останется в нем навечно – а это неверующие. Всевышний Аллах сказал: «Каждый из вас пройдет по нему. Таково окончательное решение твоего Господа. Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» (Сура «Марьям», аят 71-72).

Далее обитатели Рая войдут в Рай, а неверные войдут в Ад. Обитателям Рая скажут, что они будут там вечно, и обитателям Ада скажут, что они будут там вечно. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада войдут в Ад, приведут смерть и поставят между Раем и Адом. Потом она будет зарезана и голос воззовет: «О обитатели Рая, нет смерти! О обитатели Ада, нет смерти!» Тогда обитатели Рая еще больше обрадуются, а обитатели Ада еще больше опечалятся.

После того, как будут раскрыты дела в Судный день лица обитателей Рая побелеют, а лица неверующих почернеют, и каждому воздастся за его дела. Всевышний Аллах сказал: «В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!» Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно» (Сура «Семейство Имрана», аят 106-107).

В Судный день все люди встанут на колени перед Аллахом и Он будет проводить Суд на ними, и воздаст им за то, что они вершили из хороших или плохих дел. Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. В тот день, когда настанет Час, приверженцы лжи окажутся в убытке. Ты увидишь все общины коленопреклоненными. Каждую общину призовут к ее Писанию (Книге деяний): «Сегодня вам воздастся за то, что вы совершали». Это Писание Наше (Книга деяний) говорит против вас истинно. Мы приказали записывать все, что вы совершали» (Сура «Коленопреклоненная», аят 27-29).

Ужасы Судного дня велики, когда страх и ужас увеличивается, а человек убегает даже от своих близких и родных. Всевышний Аллах говорит: «Когда же раздастся Оглушительный глас, в тот день человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей, ибо у каждого человека своих забот будет сполна» (Сура «Нахмурился», аят 33-37).

Тот, кто не уверовал в Аллаха будет сожалеть об этом в День Суда и будет отрекаться от своей религии, однако тогда не помогут ни покаяние, ни надежды. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника. В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (Сура «Сомны», аят 64-66).

Что касается верующих, то они будут радоваться и буду счастливы Раю и наслаждениям, которые для них приготовил Аллах, а также будут восхвалять Аллаха за это. Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» Они скажут: «Хвала Аллаху, Который дал нам правдивое обещание и позволил нам унаследовать райскую землю. Мы можем поселиться в Раю, где пожелаем. Как же прекрасна награда тружеников!» (Сура «Толпы», аят 73-74).

Власть в Судный день будет принадлежать только Аллаху, а положение неверующих только усугубится, как об этом сказал Всевышний Аллах, велик Он и славен: «В тот день власть будет истинной и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих» (Сура «Различение», аят 26).

После того, как Аллах рассудит между людьми в День Суда каждому человеку воздастся за то, что он совершал. Люди будут разделены на две группы: одна группа в Раю, а другая группа в Аду.

Из книги «Усулю д-дин аль-ислями» шейха Мухаммада ибн Ибрахима Ат-Тувайджири .

Отвечая на вопрос о толковании 39-го аята из суры «Звезда», хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал:

«Что касается значения этого аята, то ученые в этом разошлись на несколько мнений.

Первое: положение, содержащееся в этом аяте, отменено. А отменяют его слова Всевышнего Аллаха о тех, кто уверовал: «Мы отнесли к ним и их потомков» . (Гора, 21)

Второе: так было с народами Ибрахима и Мусы, а что касается представителей этой общины, то они получают то, к чему стремятся сами, и то, к чему стремятся другие. Исходя из указания, содержащегося в хадисе о женщине, которая спросила о хадже ребенка, которого взяла с собой, и получила ответ: «И тебе будет награда (за его хадж)» . И согласно другому хадису: «Моя мама умерла. Будет ли ей награда, если я пожертвую что-либо за нее?» Ответом было: «Да, и тебе будет награда» . Оба хадиса достоверные.

Третье: под «человеком» здесь подразумевается немусульманин. Такой получает награду за свои добрые дела в этой жизни, и ничего не получает из наград, заработанных другими.

Четвертое: аят был ниспослан про определенного человека. Этот человек — Абдуллах ибн Убей (предводитель мединских лицемеров), пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал свою рубаху, чтобы тот мог его (Ибн Убея) в ней похоронить. Это было воздаянием за то, что он ранее помог с одеждой Аббасу, дяде пророка, мир ему и благословение Аллаха, отдав ему рубаху.

Пятое: человеку положено только то, к чему он стремился, исходя из ограничения справедливостью, а в качестве облагодетельствования Аллах наделяет тем, чем пожелает.

Шестое: «получит» здесь в значении «обвинение», то есть на него не будет возложено преступление другого человека, но он может получить награду за устремление другого, если будут соблюдены соответствующие условия.

Седьмое: аят следует понимать в явном смысле, а устремление может исходить от самого человека, а может быть посредством другого, тогда как первый был причиной этого. Как, например, если некто стремился оказать поддержку религии, его полюбили религиозные люди и стали делать за него дуа. Он заложил причину любви, но не добивался ее, и получил то, что получил, опосредованно.

Восьмое: «стремился» значит «намеревался».

Наиболее весомое из них, как мне видится, пятое. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает, что является правильным».

См. «Аль-Джауахир уа ад-дурар фи тарджама шейх аль-Ислам Ибн Хаджар» 2/945-946.

قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي في الجواب عن تفسير آية 39 من سورة النجم:

«وأما تفسير الآية، فاختلفوا فيه على أقوال:

أحدها: أن الحكم المذكورَ منسوخٌ، والناسخ قوله تعالى في الذين آمنوا {أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ} [الطور: 21].

ثانيها: أنَّ هذا إنما كان لقوم إبراهيم وموسى، وأمَّا هذه الأمَّةُ، فلهم سعيهم سعي غيرهم، بدليل حديث التي سألت عن حجِّ الصبي، فقال: «ولك أجرٌ»، وللحديث الآخر: إنَّ أمِّي ماتت، فهل لها أجرٌ إن تصدَّقتُ عنها؟ قال: «نعم، ولكِ أجرٌ»، والحديثان صحيحان.

ثالثها: المراد بالإنسان: الكافر، فإنه يُثاب بما عمل مِنْ خيرٍ في الدُّنيا ولا يلحقه مِنْ ثوابُ غيره شيء.

رابعها: نزلت في خاصٍّ مِنَ الناس، وهو عبد اللَّه بن أُبَيٍّ في إعطاء النبي -صلى اللَّه عليه وسلم- (ولده) قميصه ليكفنه فيه، فكان ذلك في مقابلة أنَّه كسا العبَّاسَ عمَّ النبيِّ -صلى اللَّه عليه وسلم- قميصًا.

خامسها: ليس للآدمي إلَّا ما سعى مِنْ طريق العَدْلِ، وأما مِنْ طريق الفَضْلِ، فيعطيه اللَّه تعالى مِنْ ذلك ما شاء اللَّه.

سادسها: أن اللام بمعنى على، فلا يؤاخَذُ بجريمةِ غيرِه، ويلحقُه ثوابُ سَعْي غيره بشرطه.

سابعها: الآية على ظاهرها، لكن السَّعيَ تارةً بنفسه وتارةً بغيره، فهو السَّببُ في ذلك، كأن يسعى في إقامة أمر الدِّين، فيحبُّه أهلُ الدِّين، فيدعون له، فيحصُلُ له سببُ المحبَّة، وهو ما سعى فيها بالإحياء له، وإنَّما حصل له بواسطة.

ثامنها: معنى (سعى): (نوى).

وأرجحها فيما يظهر لي خامسها، واللَّه سبحانه وتعالى أعلم بالصواب».

انظر: «الجواهر والدرر في ترجمة شيخ الإسلام ابن حجر» 2/ 945-946 .

В наши дни часто можно услышать такие вопросы от простого мусульманина. Некоторые люди приводят в качестве доказательства того, что мёртвые не получают пользу от деяний других, следующий аят и хадис:

قال تعالى: " وَ أَنْ لَيْسَ لِلْاِنْسَانِ إِلاَّ مَا سَعَى "

«Всевышний сказал (смысл): “Человек не получит ничего, кроме того, к чему он стремился”».

قال الرسول: " إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثٍ، صَدَقَةٌ جَارِيَةٌ، أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ "

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, благородный сын, который будет молиться за него» (привели Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи, ал-Бухари).

Что касается этого аята, то он отменён следующими аятами Корана:

قال تعالى: وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ

«А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас”».

قال تعالى: " وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَتَهُمْ بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَتَهُمْ وَ مَا أَلَتْنَاهُمْ مِنْ عَمَلِهِمْ مِنْ شَيْء "

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний».

Первый аят указывает на то, что человек получает пользу от молитвы другого верующего, прочтённой для него, хотя они вместе с их молитвами не являются тем, к чему он стремился, иными словами, не являются их деяниями. Второй аят указывает на то, что дети, супруги присоединятся к степени своих праведных отцов и супругов, как знак почитания их. И они получат пользу от их благих деяний, хотя они вместе со своими деяниями не являются тем, к чему они стремились, то есть также не являются их деяниями.

Отсюда следует, что тот аят, который приводят многие в качестве доказательства того, что усопшие не получат никакой пользы от деяний других, отменяется этими двумя аятами. Понимание этих двух аятов Корана представителями ахлу сунна ва ал-джамаа подтверждает хадис, переданный ат-Табарани в своём труде от Ибн Аббаса, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ سَأَلَ أَحَدُهُمْ عَنْ أَبَوَيْهِ وَ زَوْجَتِهِ وَ وَلَدِهِ فَيُقَالُ لَهُ: أَنَّهُمْ لَمْ يُدْرِكُوا مَا أَدْرَكْتَ فَيَقُولُ يَا رَبِّ إِنِّي عَمِلْتُ لِي وَ لَهُمْ فَيُؤْمَرُ بِإلْحَاقِهِمْ بِهِ

«Когда обитатели Рая войдут в Рай, то один из них спросит о своём отце, своей жене, своём сыне, и ему скажут, что они не постигли то, что он постиг. Он скажет: “О Господь, я совершал деяния для себя и для них”. Тогда повелевают воссоединить их с ними».

Хотя этот хадис и содержит в своей цепочке передатчиков Мухаммада ибн Абдуррахмана ибн Газвана, а он слабый передатчик, всё же этот хадис имеет непрерывный иснад. Привёл его ал-Баззар от Ибн Аббаса, также Ибн Касир и Ибн Аби Хатим упоминают подобный ему хадис мавкуф (хадис, переданный сподвижником), и это усиливает данный хадис («Тафсир» Ибн Касира, 4/242; «Тафсир» ал-Куртуби, 17/67).

А вот что говорит Ибн Таймиййа относительно этого аята: «Некоторые думают, что мёртвый не получит пользы от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, на что указывает аят Корана (смысл): “Человек получит только то, к чему он стремился”. Но дело обстоит не так. Если исходить из данного аята, то получение пользы мёртвым человеком от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, такое же, как получение им пользы от видов поклонения, выполняемых имуществом.

А тот, кто утверждает, что данный аят противоречит одному из этих двух пониманий и не противоречит другому, то его слова несостоятельны. Более того, это, с точки зрения аята, подобно получению пользы мёртвым от молитв (дуа), испрашивания прощения грехов (истигфар), заступничества (шафаат). Мы во многих местах разъяснили это и привели более тридцати доказательств, основанных на Шариате, указывающих на получение пользы мёртвым человеком от стремлений, деяний другого. Наоборот, данный аят отрицает присвоение, обладание деяниями другого и не отрицает получение им пользы от них. Отнюдь не означает, что человек не получит пользу от чего-либо, обладателем чего он не является. Это не что иное, как ложь в религиозных и мирских делах» («ар-Расаилу ал-мунирату», 3/209).

Что касается хадиса: «Когда сын Адама умирает, его дела обрываются, кроме трёх... », то и он противоречит многим аятам Корана, он также противоречит и этому аяту: «Человек получит только то, к чему он стремился ». Ведь хадис указывает на то, что человек получит пользу от стремления своего сына, хотя сам аят гласит о том, что он получит только то, к чему сам стремился. Нельзя утверждать то, что праведный сын является приобретением (касб) или стремлением отца, приводя в качестве доказательства хадис, в котором Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «И его сын есть его присвоение...» Данный хадис считается хадисом маълул (хадис, в тексте или иснаде которого есть причина), потому что в нём есть два неизвестных передатчика (маджхул) и он недостоверный.

Также этот хадис приводят для разъяснения дозволенности отцу питаться из приобретённого его сыном, в том смысле, что только сыном приобретённое имущество является продолжением приобретения отцом материальных благ, как об этом сказано в хадисе Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Ты и твоё имущество (принадлежите) отцу». Приобретённое сыном и то, к чему он стремился во всех аспектах, не является приобретением и стремлением отца, согласно этому хадису, который они приводят в качестве доказательства того, что сын является приобретением отца, как об этом сказано в хадисе: «Поистине, лучшее, что поел человек, – своё приобретённое (имущество), и поистине, сын есть приобретение отца».

Также если мы скажем, что стремление сына есть стремление отца, то это может указать на то, что отца накажут за грехи сына, подобно тому, как он благоденствует за его хорошие деяния. Это не скажет разумный человек, не говоря уже об учёном. Если мы такое скажем, то это означает, что Нуха спросят и накажут за неверие сына, а это невозможно. Отсюда становится очевидным, что хадис «Когда умирает сын Адама, то обрываются все его деяния, кроме трёх...» противоречит этому аяту Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился», и этому: «А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”, ибо данные аяты Корана указывают на то, что человек получает пользу от последующих людей, хоть их молитва и не является его стремлением и противоречит этому аяту: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний». Данный аят указывает на то, что отцы, дети и супруги получают пользу от благих деяний своего потомства, хоть отец и муж не являются праведным сыном, который прочтёт за них молитву. Он также указывает на то, что не является его приобретением, а также он противоречит многим достоверным хадисам, вот некоторые из них:

1. В хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом, ан-Нисаи и Ибн Маджа, говорится, что один человек сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Мой отец умер и не оставил завещание, ему поможет, если я выплачу милостыню за него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто умер и за ним остался пост, пусть его родственник постится за него» (привели ал-Бухари и Муслим).

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из-за заступничества одного человека из моей уммы в Рай войдёт такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племён – Рабиа и Музар». Тогда один человек спросил: «Куда Рабиа до Музар?», на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я говорю лишь то, что мне внушают» (привёл Ахмад с хорошим иснадом. «ат-Таргиб ва ат-тархиб» ал-Мунзири, 4/445-446).

3. Передаётся от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, один человек заступится за двух и трёх» (привёл ал-Баззар. «ат-Таргиб ва ат-тархиб», 4/446).

4. Передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их заступничество будет принято» (привели Муслим, ан-Нисаи, ат-Тирмизи, а также имам Ахмад привёл подобный ему хадис от Маймунат). Он также противоречит хадисам о паломничестве (хадж), милостыни (садака), выплачиваемой за другого человека, о молитве, читаемой для обитателей могил при их посещении, – все эти хадисы указывают на то, что человек получает пользу от благих деяний других людей, от их молитвы, хоть они и не являются их праведными детьми. Отсюда следует, что хадис, который некоторые люди приводят в качестве доказательства, отменён этими аятами Корана и хадисами, противоречащими ему. Разве только если мы скажем: этот хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения смысла, ибо известно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что человек получает пользу после смерти от разного рода благих дел, а не только от этих трёх, о которых говорится в хадисе. Это подтверждает то, что он приведён для разъяснения того, что умерший получает пользу от дел, в том числе и от этих трёх. А если мы скажем, что хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения, то доказывание через него и доказательства, приведённые им, недействительны.

Ибн Таймиййа, на которого они часто ссылаются, понимает это следующим образом. Он говорит: «Если верующий совершит греховный поступок, то от наказания он избавляется по десяти причинам... или его братья-мусульмане молятся за него и заступаются за него, будь он живым или мёртвым, или дарят ему вознаграждение за свои благие деяния, чтоб Аллах дал им пользу от них» («ар-Расаил ал-мунира», 4/33).

Статья подготовлена специалистами студией Ахлю-с-Сунна.тв специально для ИсламДага.ру



Copyright © 2024 Портал рукоделия - Делай с удовольствием.